Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

01.11.2016
ВОПРОС:
Можно ли покупателям запретить фотографировать товар в магазине? Если да, то как правильно это сделать?
ОТВЕТ:

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Ограничения существуют только для конфиденциальной информации*(1). При этом под информацией в силу п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Закон N 149-ФЗ) понимаются сведения (сообщения) независимо от формы их представления.
Как следует из ст. 8 Закона N 149-ФЗ, граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами. Исключением является информация с ограниченным доступом - конфиденциальная, составляющая государственную, коммерческую, служебную или иную тайну (ст. 9 Закона N 149-ФЗ). То есть всевозможные ограничения доступа к информации могут устанавливаться только федеральным законом.
Не вызывает сомнений, что сведения о самом торговом зале универсама, товарах, предложенных к реализации, о продавце (изготовителе) товаров и т.п. не могут составлять ни государственную тайну*(2), ни служебную*(3).
Нет оснований относить подобную информацию и к коммерческой тайне. Согласно ст. 1465 ГК РФ и п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.07.2004 N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" (далее - Закон N 98-ФЗ) коммерческая тайна - это режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Информацией, составляющей коммерческую тайну (секрет производства), согласно п. 2 ст. 3 Закона N 98-ФЗ признаются сведения любого характера, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.
Иными словами, для того чтобы информация стала конфиденциальной, прежде всего к ней должен быть ограничен доступ, а также введен режим коммерческой тайны. Для этого обладателю соответствующей информации необходимо принять меры юридического*(4), организационного*(5), технического*(6) и иного характера*(7), направленные на обеспечение ее сохранности в тайне, указанные в ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ (ч. 3 ст. 10 Закона N 98-ФЗ), включая нанесение на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, грифа "Коммерческая тайна" с указанием обладателя такой информации (п. 5 ч. 1 ст. 10 Закона N 98-ФЗ). При отсутствии режима коммерческой тайны информация является общедоступной и может быть использована другими лицами по их усмотрению (ст. 1273 ГК РФ).
Однако вход в торговый зал универсама открыт для неограниченного круга лиц. Соответственно, его внутренний интерьер, реализуемые товары никак не могут быть секретом для посетителей. Кроме того, в ситуации, когда какие-либо элементы оригинального дизайнерского оформления, как объекты авторских прав, находятся в месте, открытом для всеобщего посещения, надлежит учитывать положения ст. 1276 ГК РФ, в силу которой использование таких объектов, включая фото-, видеосъемку, допускается без согласия автора или правообладателя и без выплаты вознаграждения, если только они не являются основным объектом воспроизведения либо используются в коммерческих целях. Поэтому, если потребитель осуществляет фотофиксацию самого товара, торгового зала в личных целях, запрещать ему совершать подобные действия, по нашему мнению, неправомерно. Аналогичной позиции придерживаются и суды. В этой связи смотрите, например, заочное решение Люблинского районного суда г. Москвы от 10.10.2011 по делу N 2-7041-11, решение Рудничного районного суда г. Кемерово от 02.03.2012 по делу N 2-436/2012.
Отметим также, что в ст. 5 Закона N 98-ФЗ закреплен перечень сведений, в отношении которых не допускается введение режима коммерческой тайны. В их числе поименована информация, обязательность раскрытия которой или недопустимость ограничения доступа к которой установлена иными федеральными законами (п. 11 ст. 5 Закона N 98).
В рассматриваемой ситуации таковым является Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I). Посетитель универсама, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по определению Закона N 2300-I является потребителем. Как потребитель, он имеет право на предоставление ему необходимой и достоверной информации об изготовителе (продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (ст. 8 Закона N 2300-I), право на получение необходимой и достоверной информации о товарах, обеспечивающей возможность их правильного выбора (п. 1 ст. 10 Закона N 2300-I). Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения, перечисленные в п. 2 ст. 10 Закона N 2300-I. Данная информация, как указано в п. 3 ст. 10 Закона N 2300-I, доводится до потребителей в технической документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на этикетках, маркировкой или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг).
Следовательно, информация о товарах, находящихся в торговом зале универсама, продавцах (изготовителях) этих товаров, в силу прямого указания закона, не может относиться к коммерческой тайне, а потому на неё не распространяется режим конфиденциальности. При этом ни один нормативно-правовой акт не запрещает потребителю фиксировать сведения о продавце (изготовителе), реализуемых им товарах любым способом, в том числе и путем фотосъемки. Подтверждение данного вывода можно обнаружить и в материалах судебной практики. Так, например, Лобненский городской суд Московской области признал незаконными действия владельца магазина по запрету гражданину осуществлять фотосъемку товаров и ценников на товары в торговом зале, мотивируя свою позицию тем, что подобные действия противоречат требованиям закона и нарушают права и охраняемые интересы потребителя, т.к. препятствует покупателю в установленном законом порядке свободно получать информацию о цене товара и фиксировать данные сведения (с решением суда можно ознакомиться, перейдя по ссылке: https://rospravosudie.com/court-lobnenskij-gorodskoj-sud-moskovskaya-obla st-s/act-102577101/).
Тот факт, что в объектив фотокамеры может попасть товарный знак продавца (изготовителя), на наш взгляд, также не может препятствовать фотофиксации информации о товаре. Ныне действующее законодательство не допускает использование без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения (п. 3 ст. 1484 ГК РФ). При этом под незаконным использованием товарного знака надлежит признавать любое действие, нарушающее исключительные права других лиц - владельцев товарного знака: несанкционированное изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа, иное введение в хозяйственный оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров и других (смотрите определения Конституционного Суда РФ от 20.12.2001 N 287-О, от 22.04.2004 N 171-О, информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.12.2007 N 122). Таким образом, фотографирование товарного знака само по себе не может быть квалифицировано как нарушение исключительного права его правообладателя, т.к. подобные действия не являются использованием товарного знака в том смысле, который вкладывает в это понятие законодатель, а потому не образуют состав правонарушения.
Резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что введение запрета на фото-, видеосъемку в торговом зале универсама, на наш взгляд, не основано на законе. Факт фотофиксации посетителями супермаркета товаров, предложенных к реализации, информации о них, продавцах (изготовителях) никаким образом не нарушает прав собственника данного объекта. Это всего лишь один из способов сбора информации, право на который гарантировано Конституцией РФ. Выставляя товар для всеобщего обозрения, собственник супермаркета предлагает его к продаже неопределенному кругу лиц, что, с точки зрения гражданского законодательства, именуется публичной офертой (п. 2 ст. 437 ГК РФ). Запрещая же фотосъемку товара в торговом зале, собственник супермаркета сам нарушает права потребителей на получение соответствующей информации любым не запрещенным законом способом.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

10 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Перечень сведений конфиденциального характера утвержден, в частности, Указом Президента РФ от 06.03.1997 N 188.
*(2) Смотрите ст. 2 Закона РФ от 21.07.1993 N 5485-1 "О государственной тайне".
*(3) Отметим, что в настоящее время какого-либо универсального определения служебной тайны не существует. Мы придерживаемся мнения, что в режиме служебной тайны охраняется конфиденциальная информация, ставшая известной в государственных и муниципальных органах власти на законных основаниях в силу исполнения их представителями служебных обязанностей.
*(4) К мерам юридического характера относятся, как правило, меры, связанные с принятием локальных нормативных актов, определяющих перечень охраняемой информации, устанавливающих условия доступа к информации, порядок обращения с ней и контроля за соблюдением такого порядка и т.п.
*(5) Меры организационного характера включают в себя: формирование специального структурного подразделения организации, уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением режима коммерческой тайны; учет лиц, получивших доступ к информации; нанесение на материальные носители информации грифов; осуществление процедур, направленных на реализацию мер юридического характера (в частности разработка перечня охраняемой информации, обеспечение заключения соглашений о неразглашении информации и пр.) и т.п.
*(6) Меры технического характера предполагают применение собственно технических, а также программных и других средств (например блокирующие, сигнализационные системы и устройства, сейфы), позволяющих физически ограничить несанкционированный доступ к информации и ее утечку.
*(7) К иным мерам по охране конфиденциальности информации можно отнести различные мероприятия по анализу угроз и каналов утечки информации, поиску возможных причин нарушений, установленного режима коммерческой тайны и обстоятельств, им способствующих.

 

Все консультации данной рубрики