Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
22.12.2011
- Организация осуществляет заправку собственной техники. Необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива, используемого для собственных нужд?
Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимы соответствующие лицензии, определяется ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании). Приобретение, хранение и реализация дизельного топлива и иных нефтепродуктов, как таковые, к числу лицензируемых видов деятельности не относятся. Вместе с тем согласно п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании подлежит лицензированию эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов. Порядок лицензирования данной деятельности регулируется Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 2008 г. N 599 (далее - Положение). Согласно п. 2 Положения эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов предусматривает выполнение работ и услуг на опасных производственных объектах в соответствии с перечнем согласно приложению. А в соответствии с п. 4 указанного перечня к таким работам и услугам относится в том числе хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", за исключением хранения веществ на объектах, предназначенных для осуществления розничной торговли бензином и дизельным топливом, хранения муки на предприятиях по производству хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий.
Таким образом, по общему правилу эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, связанная с хранением дизельного топлива, подлежит лицензированию.
В то же время вопрос о необходимости получения лицензии на хранение дизельного топлива для собственных нужд организации является спорным.
С одной стороны, лицензия выдается юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление конкретного вида деятельности (п. 1 ст. 49 ГК РФ, п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ). Из указанных норм можно сделать вывод, что лицензированию подлежит только такая деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которая заключается в продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг третьим лицам. В связи с этим обращает на себя внимание и то, что в п. 2 ст. 3 Закона о лицензировании и в Положении лицензируемые виды деятельности обозначены как "работы и услуги". И если понятие "работы" и может употребляться в сочетании с указанием "для собственных нужд", то понятие "услуги" предполагает деятельность в пользу третьего лица (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Данная точка зрения отражена и в судебной практике, в частности, вывод об отсутствии на этом основании необходимости лицензирования деятельности по хранению топлива для собственных нужд сделан в постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2008 г. N 08АП-88/2008 (смотрите также постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 апреля 2008 г. N 07АП-1149/08).
С другой стороны, ряд норм Закона о лицензировании содержит специальную оговорку о том, что требование о лицензировании деятельности, указанной в этих нормах, не распространяется на деятельность, осуществляемую для собственных нужд (смотрите п. 1, 3, 17, 22-24, 29 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании). Из этого можно сделать вывод, что при отсутствии подобной оговорки требование о лицензировании распространяется и на деятельность, осуществляемую для собственных нужд. Рассматриваемый п. 12 ч. 1 ст. 12 Закона о лицензировании такой оговорки не содержит. Таким образом, существует основание и для вывода о том, что хранение дизельного топлива для собственных нужд подлежит лицензированию в качестве деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов (в связи с этим смотрите также п. 1.2 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 29 октября 2007 г. N 741 "Об исполнении постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2007 г. N 631 и организации надзора в области промышленной безопасности на объектах, эксплуатирующих автозаправочные станции", ответ на официальном сайте Ростехнадзора по адресу: http://www.gosnadzor.ru/obshestvennaya_priemnaya_vopros_otvet_15122010).
Таким образом, в отсутствие единообразной правоприменительной практики однозначно ответить на вопрос, необходимо ли получать лицензию на хранение дизельного топлива для собственных нужд, представляется затруднительным. В случае спора решение этого вопроса во многом будет зависеть от позиции конкретного правоприменительного органа.
Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, предусмотрена ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ. Такое правонарушение влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Осуществление без лицензии, если такая лицензия обязательна, деятельности, не связанной с извлечением прибыли, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (ч. 1 ст. 19.20 КоАП).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Акимочкин Дмитрий
Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ
5 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним