Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

08.11.2016
ВОПРОС:
Состоялись две закупки (запрос котировок) в разные даты. По обоим запросам котировок выиграл один и тот же участник. Извещением предусмотрен регламентированный срок, в течение которого победитель запроса котировок должен представить подписанный со своей стороны контракт, а также обеспечение исполнение контракта и выписку из ЕГРЮЛ. По одному извещению срок установлен - до 14.10.2016, по второму срок - до 19.10.2016. Первый контракт участник не представил. Заказчик признал его уклонившимся от заключения контракта. Согласно части 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае, если контракт заключен с участником закупки, с которым заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником, направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п.п. 1-3 части 3 настоящей статьи, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы.
Какие "иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы" заказчику необходимо направить в контрольный орган?
Надо ли оформлять протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта?
ОТВЕТ:

Действительно, как справедливо отмечено в вопросе, согласно ч. 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ) в том случае если контракт заключен с участником закупки, с которым в соответствии с данным Законом заключается контракт при уклонении победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта и заявке или предложению которого присвоен второй номер, заказчик, в течение трех рабочих дней с даты заключения контракта с указанным участником, направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную п.п. 1-3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а также выписку из протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке или из протокола о результатах закупки в части определения поставщика (подрядчика, исполнителя), участника закупки, заявке или предложению которого присвоен второй номер, и иные свидетельствующие об отказе победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от заключения контракта документы. При этом перечень таких документов законодательством не установлен.
Данное обстоятельство, на наш взгляд, свидетельствует о том, что предоставление таких документов обязательно лишь в том случае, если они имеются в наличии у заказчика. Иными словами, закон не обязывает заказчика специально составлять или разыскивать дополнительные документы к тем, которые прямо указаны в ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, а лишь требует передать органу, ведущему реестр, все оказавшиеся в распоряжении заказчика документы, которые могут подтвердить факт отказа победителя от заключения договора.
В противном случае закон устанавливал бы обязанность, содержание которой не конкретизировано, что создавало бы, во-первых, препятствия для ее исполнения, а во-вторых, предоставляло бы возможность злоупотребления со стороны органа, ведущего реестр недобросовестных поставщиков, который был бы вправе самостоятельно определять документы, которые необходимо было бы представить заказчику для внесения соответствующих сведений в данный реестр.
Данный вывод подтверждается и положениями Правил направления заказчиками сведений о недобросовестных участниках закупки и поставщиках (исполнителях, подрядчиках) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на ведение реестра недобросовестных поставщиков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 N 1211 (далее - Правила).
Так, п. 2 Правил установлен перечень документов и сведений, направляемых заказчиком в орган, ведущий реестр недобросовестных поставщиков. В числе документов, не названных в ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, указанный пункт упоминает копию уведомления об отказе от заключения договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (пп. "в"), и копию решения суда о понуждении к заключению договора победителя закупки или участника закупки, с которым в соответствии с документацией о закупке заключается договор при уклонении победителя закупки от заключения договора (пп. "г"), оговаривая при этом, что такие документы предоставляются только при их наличии у заказчика. Более того, согласно пп. "д" п. 2 Правил иные документы, не названные в Правилах или Законе N 44-ФЗ, направляются в орган, ведущий реестр недобросовестных поставщиков, также лишь при их наличии у заказчика.
Следовательно, если у заказчика отсутствуют иные документы, прямо не поименованные в ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, подтверждающие отказ победителя, определенного по результатам запроса котировок, от заключения контракта, такие документы предоставляться органу, ведущему реестр недобросовестных поставщиков, не должны.
Отметим также, что статьи 72-82 Закона N 44-ФЗ, посвященные запросу котировок, не содержат положений, обязывающих заказчика составлять протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта. По смыслу ч. 11 ст. 78 Закона N 44-ФЗ победитель запроса котировок признается уклонившимся от заключения контракта автоматически при непредоставлении им заказчику подписанного контракта и выписки из единого государственного реестра юридических лиц или засвидетельствованной в нотариальном порядке копии такой выписки (для юридического лица), которые получены не ранее чем за шесть месяцев до даты размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок, либо надлежащим образом заверенного перевода на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством соответствующего государства (для иностранного лица).
Вместе с тем полагаем, что в целях документального подтверждения факта уклонения победителя запроса котировок от заключения контракта целесообразно оформить соответствующий протокол в свободной форме и представить его в числе прочих документов в орган, ведущий реестр недобросовестных поставщиков.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

18 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики