Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.06.2011
ВОПРОС:
Учреждение приобретает снаряжение пожарного: карабин пожарного, топор пожарного поясной металлический, кобура для топора, каска. Это всё относится к средствам индивидуальной защиты, срок использования - более 1 года. За счет какой статьи КОСГУ следует оплатить приобретение указанного снаряжения?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Оплату расходов на приобретение карабина пожарного, кобуры для топора, каски пожарного следует осуществить за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Расходы на приобретение топора пожарного могут быть отражены по статьям 310 "Увеличение стоимости основных средств" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ исходя из предназначения и порядка его использования, определенных решением соответствующих должностных лиц учреждения.

Обоснование вывода:

При отнесении расходов на конкретные коды бюджетной классификации учреждения - получатели бюджетных средств руководствуются Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания N 190н).

По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями действующей "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 "Поступление нефинансовых активов" КОСГУ.

Так, расходы на приобретение объектов, относящихся к основным средствам, осуществляются за счет статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ, а расходы на приобретение объектов, относящихся материальным запасам - за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования - он должен быть более 12 месяцев (п. 38 Инструкции N 157н). Другой важный критерий - основные средства предназначаются для выполнения определенных самостоятельных функций (п. 41 Инструкции N 157н).

Подробный порядок определения срока полезного использования объекта приведен в п. 44 Инструкции N 157н. Если с учетом содержания ОКОФ и Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1, не представляется возможным определить срок полезного использования актива, то он может быть определен в установленном порядке на основании документов производителя или на основании решения соответствующей комиссии. Соответственно, на основании данного решения объект относится к основным средствам или материальным запасам.

В 2010 году специалистами финансового ведомства была сформулирована следующая правовая позиция: отнесение материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) относится к компетенции получателя бюджетных средств, который принимает решение по указанному вопросу в соответствии с действующим порядком ведения бухгалтерского учета и несет ответственность за правильность принятых им решений (смотрите письмо Минфина России от 05.02.2010 N 02-05-10/383).

Обратите внимание, что обоснованность применения положений данного письма подтверждается специалистами уполномоченных органов и в 2011 году1.

Кроме того, напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).

Согласно п. 99 Инструкции N 157н отдельные виды нефинансовых активов могут относиться к материальным запасам независимо от их стоимости и срока службы. Следовательно, и приобретение таких активов должно будет осуществляться за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Так, например, из содержания Указаний N 190н следует, что расходы на приобретение имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону, относят на статью 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Из анализа нормативных документов, регламентирующих вопросы техники пожарной безопасности2, представляется возможным сделать следующий вывод: карабин пожарный, кобура для топора, каска пожарного составляют экипировку пожарных (являются средствами их индивидуальной защиты) относятся к материальным ценностям специального назначения. В свою очередь, топор пожарного является ручным пожарным инструментом. Срок использования таких активов превышает 12 месяцев3.

Таким образом, оплату расходов на приобретение карабина пожарного, кобуры для топора, каски пожарного обоснованно можно осуществлять за счет статьи 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ. Тем более что Указаниями N 190н прямо предусмотрена возможность отнесения на данную статью расходов по приобретению предохранительных приспособлений (очков, шлемов, противогазов, респираторов и т.п.).

Расходы же на приобретение топора пожарного могут быть отражены по статьям 310 "Увеличение стоимости основных средств" или 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ исходя из предназначения и порядка его использования, определенных решением соответствующих должностных лиц учреждения.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир

------------------------------------------------------------------------

1 Вопрос: По результатам проверки, проходившей в декабре 2010 года, ревизором Росфиннадзора в акте было отмечено нарушение требований ст. 162 БК РФ, выразившееся в использовании средств федерального бюджета на цели, не соответствующие условиям их получения. Контролер посчитал, что расходы на оплату услуг по договору найма транспортного средства с экипажем (фрахтования на время) следует отражать по подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом", а не по подстатье 222 "Транспортные услуги" КОСГУ... ("Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в бюджетной сфере", N 1, январь-февраль 2011 г.).

2 Смотрите, в частности:
- ст.ст. 47, 121, 122 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- приказ МВД России от 25.12.2000 N 1305 "Об утверждении Перечня пожарно-технической продукции, подлежащей постановке на вооружение подразделений государственной противопожарной службы МВД России";
- "ГОСТ Р 53267-2009. Техника пожарная. Карабин пожарный. Общие технические требования. Методы испытаний;
- "ГОСТ Р 50982-2009 Техника пожарная. Инструмент для проведения специальных работ на пожарах. Общие технические требования. Методы испытаний".

3 Смотрите, например:
- постановление Правительства Забайкальского края от 12.08.2009 N 320

Все консультации данной рубрики