Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

10.11.2016
ВОПРОС:
Организация является производителем алкогольной продукции. Закупила коньячный дистиллят в Армении. До ввоза организация получила в налоговом органе извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (при предоставлении в налоговый орган банковской гарантии). Организация заполнила декларацию по косвенным налогам и заявление о ввозе. Раздел 2 и приложение, по мнению организации, заполняется справочно, так как в соответствии со ст. 193 НК РФ ставка акциза на этиловый спирт (дистиллят коньячный) в размере 0 руб. применяется при совершении операций по ввозу в Российскую Федерацию с территории государств - членов ЕАЭС покупателем - производителем алкогольной продукции, представившим в налоговый орган извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза и банковской гарантии.
В строке 030 раздела 2 декларации по косвенным налогам организация ставит "0".
Как рассчитать базу по НДС?
Если в данном случае ставка акциза "0", то получается, что НДС организация должна рассчитать и уплатить только со стоимости товара? Или организация должна для определения базы по НДС учесть акциз, но не понятно по какой ставке (по ставке спирта 102 руб. или по ставке на алкогольную продукцию 500 руб./литр, как в извещении)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Поскольку при осуществлении операции ввоза из Республики Армения в Российскую Федерацию коньячного дистиллята в рассматриваемой ситуации сумма акциза составляет 0 рублей, организации в Разделе 2 и Приложении Декларации по косвенным налогам следует представить справочную информацию относительно вида указанного подакцизного товара, а по строке 030 Раздела 2 отразить нулевое значение показателя суммы акциза, исчисленной к уплате в бюджет.
Сумма акциза, установленная нормами законодательства страны-импортёра, не учитывается при формировании налоговой базы по НДС, уплачиваемому в связи с приобретением товаров, импортируемых с территории государств - членов Евразийского экономического союза.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 2 Таможенного Кодекса Таможенного Союза (ТК ТС) единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
Торговые отношения Российской Федерации с Республикой Армения выстраиваются на основании Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (далее - Договор), который в силу п. 1 ст. 7 НК РФ имеет приоритет перед нормами российского налогового законодательства.
Из п. 1 ст. 72 Договора следует, что взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения. Это предусматривает применение нулевой ставки НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров, а также их налогообложение косвенными налогами при импорте. При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары (если иное не установлено законодательством этого государства-члена в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками)) (п. 4 ст. 72 Договора).
При этом взимание косвенных налогов и механизм контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров осуществляются в соответствие с порядком, изложенным в соответствующем Протоколе (приложение N 18 к Договору, далее - Протокол). Согласно пункту 17 раздела III Протокола суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары.
Таким образом, при импорте на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения товаров, в том числе ввозе плодового дистиллята (спирта плодового) для производства алкогольной продукции, акцизы уплачиваются в соответствии с НК РФ.
Минфин России в письме от 12.08.2015 N 03-07-13/1/46423 также указывает, что при импорте на территорию Российской Федерации с территории Республики Армения товаров, в том числе этилового спирта (коньячного, кальвадосного дистиллята) для производства алкогольной продукции, косвенные налоги уплачиваются налоговым органам Российской Федерации по ставкам, предусмотренным ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" и п. 1 ст. 193 гл. 22 "Акцизы" НК РФ. Аналогичная позиция отражена в письме Минфина России от 26.02.2016 N 03-07-13/1/10895.
В соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 182 НК РФ ввоз подакцизных товаров в Российскую Федерацию и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения акцизами. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 181 НК РФ дистиллят коньячный признается подакцизным товаром*(1).
При этом производители алкогольной продукции, использующие для производства продукции коньячный дистиллят, обязаны уплачивать авансовые платежи по акцизу (п. 8 ст. 194 НК РФ)*(2).
В соответствии с п. 1, абзацем третьим п. 4 ст. 193 НК РФ ставка акциза в данном случае составляет 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре.
Таким образом, в рассматриваемом случае ввоз из Республики Армения коньячного дистиллята является облагаемой акцизом операцией, однако сумма акциза при наличии банковской гарантии и извещения об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (пп. 2 п. 20 Протокола) составляет 0 руб.
В соответствии с п. 20 Протокола налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по косвенным налогам (не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (срока платежа, предусмотренного договором (контрактом) лизинга)). До утверждения формы декларации, применяемой при ввозе товаров на территорию РФ из стран - участниц Евразийского экономического союза применяется форма декларации и порядок ее заполнения (далее - Порядок), утвержденные приказом Минфина России от 07.07.2010 N 69н (смотрите письмо Минфина России от 12.08.2015 N 03-07-13/1/46423)
Раздел 2 и приложение к декларации включаются в состав представляемой в налоговые органы декларации по косвенным налогам при осуществлении налогоплательщиком соответствующих операций (п. 3 Порядка).
В письме Минфина России от 06.07.2016 N 03-07-15/39436, письме ФНС России от 21.12.2015 N СД-4-3/22447@ указывается, что согласно Порядку показатели сумм акциза, подлежащих уплате в бюджет, отражаются в Разделе 2 декларации "Сумма акциза, подлежащая уплате в бюджет в отношении подакцизных товаров, импортированных на территорию Российской Федерации с территории государств - членов таможенного союза". При этом в Приложении к названной декларации осуществляется расчет налоговой базы по виду подакцизных товаров, ставка акциза на которые установлена в расчете на безводный этиловый спирт, с указанием соответствующего кода вида подакцизного товара.
Таким образом, полагаем, что организации в рассматриваемой ситуации следует в Разделе 2 и Приложении представить справочную информацию относительно вида подакцизного товара. При этом по строке 030 Раздела 2 Декларации, по нашему мнению, необходимо отразить "0" (п. 16 Порядка).
Отметим, что за разъяснениями о форме и порядке заполнения налоговой декларации при сдаче отчетности по импорту из стран ЕАЭС организация вправе обратиться в налоговые органы (пп. 1 п. 1 ст. 21 НК РФ).

Определение налоговой базы по "ввозному" НДС при импорте товаров из Республики Армения

Как уже было отмечено, взимание НДС во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения (п. 1 ст. 72 Договора). При импорте товаров на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена НДС взимается налоговыми органами государства-члена, на территорию которого импортируются товары (п. 4 ст. 72 Договора). Кроме того, согласно п. 18 Протокола для обеспечения полноты уплаты косвенных налогов может применяться законодательство государства-члена, регулирующее принципы определения цены в целях налогообложения.
В силу абзаца первого п. 14 Протокола для целей уплаты НДС налоговая база определяется на дату принятия на учет у налогоплательщика импортированных товаров (но не позднее срока, установленного законодательством государства-члена, на территорию которого импортируются товары) на основе стоимости приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении), а также товаров, полученных по договору (контракту) товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей), товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, и акцизов, подлежащих уплате по подакцизным товарам. При этом стоимостью приобретенных товаров (в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) об их изготовлении) является цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта) (абзац второй п. 14 Протокола).
На основании п. 17 Протокола при исчислении суммы НДС, подлежащего уплате по товарам, импортированным на территорию одного государства-члена с территории другого государства-члена, применяются ставки НДС, установленные законодательством государства-члена, на территорию которого импортированы товары (письмо Минфина России от 12.08.2015 N 03-07-13/1/46423). Пунктом 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (п. 2, п. 3 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, налоговая база при уплате "ввозного" НДС определяется на дату принятия товаров к учету исходя из стоимости приобретенных товаров*(3), равной цене сделки, подлежащей уплате поставщику за товары (работы, услуги) согласно условиям договора (контракта). Из этого следует, что сумма акциза не принимает участие в формировании налоговой базы по "ввозному" НДС, уплачиваемому при импорте товаров из Республики Армения.
Кроме того, как уже было отмечено выше, значение ставки акциза, определенного на основании норм п. 1, п. 4 ст. 193 НК РФ, будет нулевым.
Поскольку фактическая стоимость приобретенных товаров формируется без учёта уплаты акциза, то и при определении налоговой базы по НДС не будет учитываться какая-либо величина акциза. То есть сумма НДС будет определяться в рассматриваемой ситуации исходя из налоговой базы, включающей стоимость приобретенных товаров, в свою очередь, равной цене сделки, подлежащей уплате поставщику согласно условиям договора (контракта).

Рекомендуем ознакомиться со следующим материалами:
- Энциклопедия решений. НДС при ввозе товаров с территории государств - участников Таможенного союза;
- Энциклопедия решений. Декларация по косвенным налогам при импорте товаров на территорию РФ с территории государств-членов Таможенного союза.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

18 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" коньячный дистиллят приравнен к этиловому спирту (смотрите также постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.06.2015 N Ф05-5920/15 по делу N А40-154468/2014).
*(2) В то же время на основании п. 11 ст. 204 НК РФ налогоплательщики - производители алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции освобождаются от уплаты авансового платежа акциза при условии представления банковской гарантии в налоговый орган по месту учета одновременно с извещением об освобождении от уплаты авансового платежа акциза (форма извещения установлена Приложением N 2 к приказу ФНС России от 14.06.2012 N ММВ-7-3/405@).
*(3) Стоимость товаров, выраженная в иностранной валюте, для целей определения налоговой базы пересчитывается в национальную валюту по курсу национального (центрального) банка государства-члена на дату принятия товаров к учету (абзац четвертый п. 14 Протокола).

Все консультации данной рубрики