Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

11.11.2016
ВОПРОС:
Приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 15.09.2016 N 322 утвержден "Порядок установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области".
В организации квотируется 13 рабочих мест для трудоустройства инвалидов, из них два вакантных специальных рабочих места: инженер-программист и оператор, которые оборудованы для инвалидов, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом. На одну из этих вакансий хочет устроиться инвалид (в его индивидуальной программе реабилитации инвалида нет рекомендаций по оснащению (оборудованию) рабочего места, либо они есть, но для инвалидов по слуху (зрению)). Обязан ли работодатель переоборудовать рабочее место под кандидата? Может ли в этом случае работодатель отказать инвалиду в трудоустройстве?
Каким образом работодатель может оборудовать вакантные рабочие места в счет установленной квоты, с учетом индивидуальных возможностей инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее - ИПРА), если конкретных кандидатов-инвалидов на данное рабочее место нет?
Можно ли резервировать определенные вакантные рабочие места в счет квоты как специальные, а в дальнейшем при направлении кандидата-инвалида оборудовать их с учетом его ИПРА?
Может ли работодатель создавать специальные рабочие места для инвалидов, работающих на данный момент в организации?
При приеме на специальное рабочее место, созданное для конкретного инвалида, может ли работодатель поставить условие об обязанности работника отработать определенный срок?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Работодатель обязан создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также в рамках этой квоты специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, закрепив это в локальном нормативном акте. Создавать специальные рабочие места в пределах установленной квоты работодателям необходимо до трудоустройства инвалидов.
Оснащение (оборудование) специальных рабочих мест носит индивидуальный характер и производится исходя из рекомендаций ИПРА инвалида после его трудоустройства на специальное рабочее место.
Если же на предприятии работает инвалид, то в случае предоставления работодателю ИПРА, в соответствии с которой требуется оснащение (оборудование) специального рабочего места, работодатель вправе оборудовать это место в счет квоты на создание специального рабочего места, отразив его в локальном нормативном акте как специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.
2. Работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на вакантную должность инженера-программиста или оператора.
3. При приеме на работу инвалида на специально оборудованное рабочее место работодатель не вправе поставить условие об обязанности работника отработать определенный срок.

Обоснование вывода:
1. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон N 181-ФЗ) работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2% до 4% среднесписочной численности работников.
Статьей 2 Закона Волгоградской области от 05.12.2005 N 1127-ОД "О квотировании рабочих мест для приема на работу инвалидов" (далее - Закон N 1127-ОД) установлено, что на территории Волгоградской области квота для приема на работу инвалидов работодателям, численность работников которых составляет 35 и более человек, устанавливается в размере 2% от среднесписочной численности работников.
Также работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию о созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов (абз. 3 п. 3 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 1127-ОД в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов работодатель обязан: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; представлять ежемесячно до 5-го числа месяца, следующего за отчетным, государственным учреждениям службы занятости населения (центрам занятости населения) по месту нахождения работодателя информацию (сведения) о наличии вакантных рабочих мест (должностей) для приема на работу инвалидов и выполнении квоты.
Часть первая ст. 22 Закона N 181-ФЗ предусматривает также создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Под ними понимаются рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов. Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов оснащаются (оборудуются) работодателями с учетом нарушенных функций инвалидов и ограничений их жизнедеятельности в соответствии с основными требованиями к такому оснащению (оборудованию) указанных рабочих мест, определенными уполномоченным органом исполнительной власти.
Частью второй ст. 22 Закона N 181-ФЗ предусмотрено, что минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ для каждого предприятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
По смыслу положений п. 7 ст. 5, п. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 22, ч. 1 ст. 24 Закона N 181-ФЗ работодатель обязан создать специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, минимальное количество которых должно быть установлено органом исполнительной власти субъектов РФ.
Исходя из буквального толкования указанных норм, исполнение требования о квотировании рабочих мест для инвалидов включает в себя также обязанность по созданию работодателем специальных рабочих мест в пределах установленной квоты.
В силу п. 3 ст. 2 Закона N 1127-ОД для каждого работодателя минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов устанавливается органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере содействия занятости населения, в утвержденном им порядке в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.
В рассматриваемой ситуации в соответствии с п. 1 Порядка установления минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в пределах установленной квоты на территории Волгоградской области, утвержденного приказом комитета по труду и занятости населения Волгоградской области от 15.09.2016 N 322 (далее - Порядок), минимальное количество специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов при установленной квоте в 13 рабочих мест составляет 2 специальных рабочих места.
Отметим, что оборудовать созданные специальные рабочие места работодатель должен уже индивидуально для конкретного инвалида, нуждающегося в трудоустройстве, исходя из установленных рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации и абилитации (далее - ИПРА), что следует из анализа п. 21 ст. 4, ст. 22, п. 2 части второй ст. 24 Закона N 181-ФЗ, ст. 224 ТК РФ).
Данный вывод также следует из п. 1 Основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 19 ноября 2013 г. N 685н, в котором указано, что данные требования устанавливаются к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, за исключением оснащения (оборудования) рабочих мест для трудоустройства инвалидов, характер труда которых либо нарушения функций организма и ограничения жизнедеятельности не приводят к необходимости оснащения (оборудования) специальных рабочих мест.
Иными словами, законодатель разделяет обязанности по созданию и оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест.
Созданием специальных рабочих мест считается создание новых рабочих мест или усовершенствование, адаптирование уже имеющихся вакантных рабочих мест в пределах установленной квоты, с учетом индивидуальных возможностей инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (далее - ИПРА), с обязательным трудоустройством инвалидов на данные рабочие места (п. 3 Порядка). Соответственно, создавать специальные рабочие места в пределах установленной квоты работодателям необходимо до трудоустройства инвалидов.
Таким образом, работодатель обязан создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также в рамках этой квоты специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, закрепив это в локальном нормативном акте в соответствии с п. 5 Порядка. Оснащение (оборудование) же специальных рабочих мест носит индивидуальный характер и производится исходя из рекомендаций ИПРА инвалида после его трудоустройства на специальное рабочее место.
Если же на предприятии работает инвалид, то в случае предоставления работодателю ИПРА, в соответствии с которой требуется оснащение (оборудование) специального рабочего места, работодатель вправе оборудовать это место в счет квоты на создание специального рабочего места, отразив его в локальном нормативном акте в соответствии с п. 5 Порядка как специальное рабочее место для трудоустройства инвалидов.
2. В случае же трудоустройства инвалида работодатель не вправе отказать ему в приеме на работу на созданное в рамках квоты рабочее место по основаниям, не связанным со специальными квалификационными требованиями (определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 22.05.2013 N 50-АПГ13-5). В силу части первой ст. 64 ТК РФ запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора. Согласно ст. 3 ТК РФ каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (смотрите также ст. 3.1 Закона N 181-ФЗ). Поэтому в рассматриваемом случае работодатель не вправе отказать инвалиду в приеме на вакантную должность инженера-программиста или оператора, даже если в его ИПРА есть рекомендации по оснащению (оборудованию) рабочего места для инвалидов по слуху (зрению), а имеющееся специальное рабочее место оборудовано для инвалидов, имеющих проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Работодатель в этом случае обязан переоборудовать рабочее место под конкретного кандидата исходя из рекомендаций ИПРА.
3. Действующим трудовым законодательством предусмотрено лишь одно основание для включения в трудовой договор условия об обязанности работника отработать определенный срок - в случае работы после обучения, проводимого за счет средств работодателя (ст. 57 ТК РФ). Поэтому при приеме на работу инвалида на специально оборудованное рабочее место работодатель поставить условие об обязанности работника отработать определенный срок не вправе.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кошечкина Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кудряшов Максим

17 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики