Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

14.11.2016
ВОПРОС:
ООО зарегистрировано в г. Москве, есть обособленное подразделение - кафе (г. Москва, Центральный административный округ), имеется кассовый аппарат и ведется хозяйственная деятельность. Планируется в период с 01.12.2016 по 10.04.2017 открыть временную точку общепита в Дмитровском районе Московской области.
Каким образом оформить кассовый аппарат во временных точках общепита, создаваемых организацией в рамках выездных мероприятий (выставки, ярмарки и т.п.), если выставки и ярмарки не являются продолжительными мероприятиями (менее месяца), соответственно, временные точки общепита не будут являться обособленными подразделениями организации с точки зрения НК РФ? Как в таких случаях оформляется кассовый аппарат? Возможно ли в данном случае применение мобильной (выездной) кассы? В каких случаях применяется мобильная (выездная) касса?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Организации следует зарегистрировать в налоговом органе по месту своего нахождения контрольно-кассовую технику, предназначенную для осуществления выездной торговли, с указанием этой информации в карточке регистрации. Однако не исключено, что свою правоту придется отстаивать в суде.

Обоснование позиции:
I. Частью 3 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели вправе до 01.02.2017 осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники (далее также - ККТ) в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ. При этом ККТ, зарегистрированная в налоговых органах до 01.02.2017, применяется, перерегистрируется и снимается с регистрационного учета организациями и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Закон N 54-ФЗ) в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона N 290-ФЗ, и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, до 01.07.2017.
В соответствии с п. 15 Положения о регистрации и применении контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 N 470 (далее - Положение N 470), и п.п. 20, 21 Административного регламента предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по регистрации контрольно-кассовой техники, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.06.2012 N 94н (далее - Административный регламент N 94н), регистрация ККТ осуществляется по месту нахождения организации, по месту жительства индивидуального предпринимателя, а ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в территориальном налоговом органе по месту нахождения данного обособленного подразделения.
В рассматриваемой ситуации временные точки общепита не являются обособленными подразделениями, поэтому применяемая ими ККТ не должна быть зарегистрирована в территориальных налоговых органах по месту их нахождения.
Формы "Заявление о регистрации контрольно-кассовой техники" и "Карточка регистрации контрольно-кассовой техники", утвержденные приказом ФНС России от 09.04.2008 N ММ-3-2/152@, предполагают указание в них сведений об адресе места установки ККТ.
При попытке зарегистрировать ККТ по адресу, который не является адресом обособленного подразделения организации, налоговые органы могут отказать в регистрации. Однако такой отказ может быть обжалован в суд как неправомерный, поскольку перечень оснований для отказа в регистрации ККТ, предусмотренный в п. 31 Административного регламента N 94н, является исчерпывающим и такое основание, как отсутствие регистрации обособленного подразделения, в указанном перечне не содержится (постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.12.2014 N Ф09-7407/14 по делу N А60-11255/2014).
Если организация примет решения использовать на временных точках общепита ККТ, зарегистрированную по месту нахождения головной организации с указанием адреса головой организации, то необходимо учитывать, что, по мнению налоговых органов (письмо УФНС России по г. Москве от 02.03.2011 N 17-26/019349@), несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности влечет привлечение к административной ответственности.
Однако в приведенном выше письме специалисты налогового органа допускают ситуацию, в рамках которой организация (индивидуальный предприниматель) осуществляет торговую деятельность разъездного характера (на принципах развозной и разносной торговли), где реализация товаров происходит вне стационарной розничной сети путем непосредственного контакта продавца с покупателем в организациях, на транспорте, на дому, на улице, а также с использованием специально оборудованных для торговли транспортных средств.
В таких случаях в карточке регистрации ККТ в строке "Установлена по адресу" налоговый орган указывает юридический адрес организации (место жительства индивидуального предпринимателя), вид выездной деятельности - торговля (оказание услуг), вид объекта торговли (оказание услуг) (смотрите также письма Управления МНС по г. Москве от 17.04.2002 N 29-12/17513, от 31.07.2002 N 29-12/34724). Эта точка зрения поддерживается и судами (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2016 N 09АП-60945/15). Причем в качестве выездной торговли (с соответствующим оформлением регистрации ККТ) рассматривается и торговля в павильонах (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2015 N 09АП-21502/15, от 18.11.2013 N 09АП-36729/13, от 18.09.2013 N 09АП-30132/13).
Следует отметить, что прямо возможность регистрации ККТ, применяемой для выездной торговли, Положением N 470 и Административным регламентом N 94н не предусмотрена. По сути, такая практика основана только на приведенных выше письмах налоговиков. Поэтому сложно оценить, как могут отнестись территориальные налоговые органы к попытке организации зарегистрировать и применять мобильную (временную) кассу для временных точек общепита, не являющихся обособленными подразделениями. Приведенные выше материалы судебной практики свидетельствует о том, что даже при наличии указаний на выездную торговлю налоговые органы пытаются привлекать лиц, применяющих ККТ, к ответственности за несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности.
Несоответствие заявленного места установки ККТ месту фактического осуществления деятельности налоговые органы расценивают как нарушение установленного законодательством РФ порядка и условий регистрации и применения ККТ. Ранее (до внесения в данную норму изменений упомянутым выше Законом N 290-ФЗ) это нарушение было предусмотрено частью 2 ст. 14.5 КоАП РФ (постановление Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N 302-АД15-3955).
Однако применительно к использованию ККТ, зарегистрированной по адресу головной организации, её подразделением, не являющимся обособленным, есть примеры положительной судебной практики. Так, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу N А69-663/2010 представлен вывод о том, что общество при осуществлении наличных денежных расчетов правомерно использовало ККТ, зарегистрированную в налоговом органе по месту регистрации общества в качестве налогоплательщика, поскольку на момент проведения проверки обособленное подразделение не было постановлено налоговым органом на учет.
В постановлении ФАС Уральского округа от 18.05.2009 N Ф09-3126/09-С1 суд отказал в привлечении общества к административной ответственности за применение ККТ, не зарегистрированной в налоговой инспекции по месту нахождения структурного подразделения, не являющегося обособленным, но зарегистрированной по месту учета общества в качестве налогоплательщика.
В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2013 N 10АП-3396/13 суд первой инстанции исходил из того, что по адресу проверки, где выявлено наличие ККТ, у общества отсутствует обособленное подразделение, в связи с чем у общества отсутствовала обязанность по регистрации ККТ по данному адресу. В таких условиях апелляционный суд поддержал возможность использования ККТ, имеющей статус резервной (смотрите также постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 N 09АП-2141/12). В постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 N 10АП-10650/12 указано, что в Законе N 54-ФЗ и Постановлении N 470 отсутствует прямой запрет на применение резервной ККТ, а также отсутствуют какие-либо ограничения, связанные с территориальным использованием резервной ККТ. Впрочем, понятие "резервная ККТ" ни Законом N 54-ФЗ, ни Положением N 470, ни Административным регламентом N 94н вообще не предусмотрено. О возможности регистрации резервных ККТ упоминается лишь в письмах УФНС России по г. Москве от 11.03.2011 N 17-15/022525, от 11.02.2005 N 22-12/9705. По смыслу данных писем резервная ККТ применяется в случаях выхода из строя основной ККТ.
В настоящее время из ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ рассматриваемый вид нарушения исключен. Теперь ответственность за применение ККТ с нарушением порядка её регистрации, порядка, сроков и условий ее перерегистрации, порядка и условий ее применения предусмотрена новой ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ. Указанная часть также введена Законом N 290-ФЗ.
Частью 15 ст. 7 Закона N 290-ФЗ установлено, что положение ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ в отношении применения контрольно-кассовой техники с нарушением установленных законодательством РФ о применении контрольно-кассовой техники порядка и условий ее применения применяется с 01.02.2017. Однако из данной нормы не следует, что до 01.02.2017 положения ч. 4 ст. 14.5 КоАП РФ не применяются к нарушениям порядка регистрации ККТ (смотрите также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2016 N 15АП-13727/16).
Полагаем, что организация может попробовать зарегистрировать в налоговом органе по месту своего нахождения выездную ККТ, предназначенную для использования временными точками общепита, не признаваемыми обособленными подразделениями организации, в рамках временных выездных мероприятий (выставки, ярмарки и т.п.). В заявлении о регистрации ККТ в таком случае следует указать адрес головной организации, а в информации о месте установки ККТ следует сделать отметку о том, что она предназначена для выездной торговли (выездного оказания услуг) - временные точки общественного питания, не являющиеся обособленными подразделениями (создаются на срок менее одного месяца). Целесообразно, чтобы отметка о выездном характере деятельности содержалась в карточке регистрации ККТ.
II. С 01.02.2017 в силу требований ч. 6 ст. 7 Закона N 290-ФЗ регистрация и перерегистрация контрольно-кассовой техники, которая не обеспечивает передачу оператору фискальных данных каждого кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме, содержащих фискальный признак, не допускается, за исключением случая, указанного в п. 7 ст. 2 Закона N 54-ФЗ (расположение в отдаленных местностях).
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ заявление о регистрации (перерегистрации) ККТ и (или) заявление о снятии ККТ с регистрационного учета подаются организацией или индивидуальным предпринимателем на бумажном носителе в любой территориальный налоговый орган или через кабинет ККТ.
В заявлении о регистрации ККТ должны быть указаны сведения об адресе (при расчете в сети "Интернет" - адрес (адреса) сайта пользователя) и месте установки (применения) ККТ (п. 2 ст. 4.2 Закона N 54-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ ККТ после ее регистрации в налоговом органе применяется на месте осуществления расчета с покупателем (клиентом) в момент осуществления расчета тем же лицом, которое осуществляет расчеты с покупателем (клиентом), за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.
Обязательные реквизиты, которые должен содержать кассовый чек, перечислены в п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ. К ним относятся дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях - адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах - наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет - адрес сайта пользователя).
Специальных правил для ККТ, применяемой в рамках выездной торговли (выездного оказания услуг), новыми правилами не предусмотрено. Закон N 54-ФЗ использует формулировки "место установки (применения) ККТ" и "место осуществления расчета". С одной стороны, место применения ККТ и место осуществления расчета являются однородными по смыслу терминами. С другой стороны, в контексте Закона N 54-ФЗ они упоминаются в разных нормах, а прямых требований о том, что во всех случаях места установки (применения) ККТ и места осуществления расчетов должны совпадать, в указанном законе нет.
В заключение отметим, что практика применения новых норм Закона N 54-ФЗ еще не сложилась.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

28 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики