Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

15.11.2016
ВОПРОС:
Работник работает в государственном бюджетном учреждении, выполняет трудовые функции в соответствии со штатным расписанием на 1 ставку, а также дополнительные обязанности на 0,25 ставки по этой же должности. Таким образом, он работает на 1,25 ставки по одной должности.
Например, заместитель заведующего по административно-хозяйственной работе выполняет дополнительную работу, не характерную для его должности. Эта дополнительная работа не характерна для какой-либо другой должности, предусмотренной штатным расписанием учреждения. У учреждения-работодателя нет возможности включить в штатное расписание должность, соответствующую этим дополнительным работам. Вносить изменения в должностную инструкцию заместителя заведующего по административно-хозяйственной работе не планируется.
Как документально оформить сложившиеся отношения с работником? Необходимо ли получать согласие работника на выполнение дополнительной работы в виде отдельного документа, или достаточно заключения соглашения о выполнении дополнительной работы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оформление выполнения указанной в вопросе работы, помимо работы, предусмотренной трудовым договором, возможно путем поручения работнику дополнительной работы в порядке, установленном ст. 60.2 ТК РФ и ст. 151 ТК РФ. Кроме того, возможно изменение условия о трудовой функции работника по соглашению сторон. Однако учитывая, что вводить соответствующую должность или увеличивать количество штатных единиц по занимаемой работником должности не планируется, а также не планируется изменение трудовой функции работника, ни один из указанных способов оформления неприменим.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями ст. 60 ТК РФ запрещается требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами. Работа, выполнение которой не предусмотрено трудовым договором, является дополнительной.
В соответствии со ст. 60.2 ТК РФ работнику с его письменного согласия может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную плату (ст. 151 ТК РФ). В части второй этой статьи перечислены виды дополнительной работы. По нашему мнению, поручение работнику такой дополнительной работы (независимо от ее вида) возможно только при наличии соответствующей профессии (должности) в штатном расписании. Так, штатное расписание предназначено для отражения информации об имеющихся у данного работодателя структурных подразделениях, должностях, специальностях и профессиях, а также о количестве штатных единиц. Если кем-либо из работников выполняются обязанности по определенной должности или профессии, то это означает, что такая должность или профессия имеется у работодателя и поэтому должна быть предусмотрена штатным расписанием (при поручении дополнительной работы в виде расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) штатным расписанием работодателя должны быть предусмотрены две и (или) более штатных единиц по конкретной профессии (должности)).
Следовательно, профессия (должность), по которой работнику поручается выполнение дополнительной работы, обязательно должна быть указана в штатном расписании. Если это условие не выполняется, необходимо внести изменения в штатное расписание и включить в него соответствующую должность (профессию) либо увеличить количество штатных единиц. В противном случае суд может констатировать отсутствие поручения дополнительной работы (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2012 N 15АП-15046/11, апелляционное определение СК по гражданским делам Тульского областного суда от 15.01.2013 по делу N 33-20, апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12.07.2012 N 11-11218/2012, а также апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Ростовского областного суда от 26.03.2015 по делу N 33-4792/2015).
Вместе с тем мы должны отметить, что имеется и другая позиция, согласно которой при поручении сотруднику дополнительной работы в виде расширения зоны обслуживания (увеличения объема работ) не обязательно наличие в штатном расписании соответствующей должности, не требуется внесения изменений в существующую должностную инструкцию, как в локальный акт. (Вопрос: Нам нужен розничный продавец, но должности в штатном расписании пока нет. Можем ли мы оформить совмещение менеджеру по продажам, занимающемуся оптовыми продажами? ("Отдел кадров коммерческой организации", N 12, декабрь 2014 г.); Трудовые отношения: вопросы и ответы (под редакцией А.В. Брызгалина) - "Налоги и финансовое право", 2014 г.). Достаточно заключить с работником соглашение о выполнении дополнительной работы, в котором прописать виды дополнительных работ, за которые положена соответствующая доплата, период, в течение которого такая работа будет выполняться, как и в первом варианте, оформить приказ (распоряжение) работодателя о поручении дополнительной работы. Соглашение о выполнении дополнительной работы, по своей сути, не является дополнительным соглашением к трудовому договору, поскольку оно не вносит каких-либо изменений или дополнений в сам трудовой договор. В отличие от трудового договора (и дополнительных соглашений к нему), это соглашение может быть в любой момент досрочно прекращено в одностороннем порядке по инициативе любой из сторон (работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении). О досрочном прекращении выполнения дополнительной работы стороны предупреждают друг друга в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (часть четвертая ст. 60.2 ТК РФ). Соглашение о поручении дополнительной работы в этом случае будет прекращено автоматически.
Как Вы уточнили, в сложившейся ситуации вариант с внесением в штатное расписание соответствующей должности, обязанности по которой работник может выполнять в качестве дополнительной работы, не рассматривается. Поскольку в этом случае при оформлении отношений с работником в порядке, установленном ст. 60.2 РФ и ст. 151 ТК РФ, существует риск предъявления претензий со стороны контролирующих органов, рекомендовать оформить выполнение работником работы, не предусмотренной трудовым договором, указанным выше способом мы не можем.
Еще одним вариантом оформления отношений с работником в связи с необходимостью возложения на него обязанностей по выполнению не предусмотренной на данный момент трудовым договором работы является изменение трудовой функции работника. Согласно части второй ст. 57 ТК РФ условие о трудовой функции работника является обязательным для включения в трудовой договор условием, при этом под трудовой функцией понимается работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой ему работы. Круг обязанностей, составляющих содержание трудовой функции, может быть указан непосредственно в трудовом договоре, а может быть закреплен в должностной инструкции или других локальных нормативных актах работодателя. Поскольку порядок составления должностной инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и каким образом вносить в нее изменения. Должностная инструкция может являться приложением к трудовому договору, а также утверждаться как самостоятельный документ (смотрите также письмо Роструда от 31.10.2007 N 4412-6)*(1). Если в рассматриваемой ситуации стороны в трудовом договоре согласовали, что работник исполняет должностные обязанности, определенные инструкцией, то изменение содержания этих обязанностей (изменение должностной инструкции) будет являться изменением условий трудового договора. Изменение определенных сторонами условий трудового договора допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ (ст. 72 ТК РФ).
Следует отметить, что не всякий пересмотр трудовых обязанностей является изменением трудовой функции работника, запрет на изменение которой установлен частью первой ст. 74 ТК РФ. Все зависит от сути вносимых изменений*(2). Вместе с тем, как следует из вопроса, в рассматриваемой ситуации изменение организационных или технологических условий труда не происходит, поэтому решение вопроса о том, считать ли изменение круга трудовых обязанностей изменением трудовой функции работника, не имеет практической пользы. При отсутствии причин, о которых упоминается в ст. 74 ТК РФ, изменение любых условий трудового договора возможно только по соглашению его сторон. Следовательно, изменение перечня обязанностей работника, закрепленного в должностной инструкции по должности, в данной ситуации потребует волеизъявления не только работодателя, но и работника.
Вместе с тем, как следует из вопроса, стороны не намерены изменять трудовую функцию работника, а также заключать трудовой договор о работе по совместительству. В таком случае мы вынуждены признать, что иных вариантов оформления выполнения работником работы, не предусмотренной трудовым договором и (или) должностной инструкцией, действующее законодательство не содержит.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Кисленко Мария

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория

28 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Энциклопедия решений. Должностная инструкция.
*(2) Энциклопедия решений. Внесение изменений в должностную инструкцию.

 

Все консультации данной рубрики