Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

17.11.2016
ВОПРОС:
Законно ли ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерией, созданной по решению органа местного самоуправления в структуре местной администрации, в подведомственных ей учреждениях на основании соглашений?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Деятельность централизованной бухгалтерии, созданной по решению органа местного самоуправления в структуре местной администрации, не противоречит закону.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" и п. 5 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, руководители государственных (муниципальных) учреждений могут:
1) возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо;
2) заключить договор (соглашение) об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета с другим учреждением (централизованной бухгалтерией) или организацией негосударственного сектора.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) местная администрация в соответствии с уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В силу ст. 14 Закона N 131-ФЗ в перечень вопросов местного значения входят составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального образования, утверждение и исполнение бюджета, осуществление контроля за его исполнением и т.д.
При этом структурные подразделения местной администрации выполняют отдельные управленческие функции в целях реализации полномочий местной администрации в целом.
Создание централизованных бухгалтерий, в том числе создание единых централизованных информационных систем учета и отчетности в организациях госсектора публично-правового образования, является важной составляющей деятельности по оптимизации расходов бюджета (смотрите, в частности, Раздел III Рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 01.12.2014 N 06-03-05/61507).
Централизованная бухгалтерия может быть как самостоятельным юридическим лицом (в форме бюджетных или казенных учреждений (письма Минфина России от 18.02.2016 N 02-07-05/9219, от 26.11.2010 N 02-03-10/4888)), так и структурным подразделением органа местного самоуправления - администрации муниципального образования. Данную позицию неоднократно высказывали как уполномоченные лица в неофициальных разъяснениях*(1), так и независимые эксперты*(2).
Централизованная бухгалтерия создается по распоряжению государственного органа (органа местного самоуправления). Поэтому именно указанные органы принимают решение о создании централизованной бухгалтерии как структурного подразделения или как самостоятельного юридического лица.
Создание централизованной бухгалтерии в структуре органа местного самоуправления - довольно частая практика в деятельности публично-правовых образований*(3).
Как правило, централизованные бухгалтерии создаются в следующих целях:
- установление единых правовых и методологических основ организации и ведения бухгалтерского учета;
- сокращение затрат по осуществлению мероприятий по организации бухгалтерского учета и составления отчетности;
- формирование полной и достоверной информации о деятельности обслуживаемых учреждений;
- достижение наиболее полного и эффективного использования бюджетных средств.
При этом порядок организации централизованной бухгалтерией централизованного учета и выполнение ею прямых функций не зависит от того, является ли она структурным подразделением органа государственной власти (органа местного самоуправления) или самостоятельным юридическим лицом.
Таким образом, деятельность централизованной бухгалтерии, созданной по решению органа местного самоуправления в структуре местной администрации, не противоречит закону.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

27 октября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- Вопрос: Вправе ли местная администрация передавать полномочия по ведению бюджетного учета и формированию бюджетной отчетности финансовому управлению администрации муниципального образования, не передавая данные полномочия иной организации (централизованной бухгалтерии)? (ответ Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления);
- Вопрос: Как правильно утвердить учетную политику в случае, если учет в муниципальных учреждениях ведется по договору оказания бухгалтерских услуг централизованной бухгалтерией... ("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", N 10, октябрь 2013 г.).
*(2) Смотрите, например:
- Вопрос: Подскажите, пожалуйста. Централизованная бухгалтерия является отделом администрации муниципального образования сельского поселения. Бухгалтерия ведет бухгалтерский учет муниципальных казенных учреждений... ("Бюджетный учет", N 12, декабрь 2012 г.).
*(3) Смотрите, например:
- Приложение к Решению Новошахтинской городской Думы Ростовской области от 18.12.2015 г. N 206 "Об утверждении структуры отдела культуры Администрации города Новошахтинска";
- ст. 50 Устава внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое, утвержденного Решением Муниципального Совета муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Академическое от 22.03.2011 N 199.

 

Все консультации данной рубрики