Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
18.11.2016
- В извещении и документации о проведении аукциона в электронной форме установлен запрет согласно ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"). В документации указано требование о предоставлении во вторых частях заявок на участие документов, подтверждающих согласно вышеуказанному постановлению соответствие предлагаемых к поставке товаров. На участие поданы 4 заявки. Два участника в первых частях заявок указали Россию, два других участника в первых частях заявок указали Китай. Во вторых частях заявок один из участников, предложивших товар российского происхождения, не приложил документы согласно требованиям о документации, подтверждающей соответствие товара. Участник аукциона, предлагающий товары российского происхождения, ни одного документа, подтверждающего факт такого происхождения товара, не представил.
Должна ли комиссия отклонить участника, не представившего документы, и не применять положения постановления Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", так как согласно указанному постановлению наличие двух участников с товаром российского происхождения не подтвердилось?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации ограничения допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, применяться не должны.
Формально аукционная комиссия обязана отстранить участника, не предоставившего документ, подтверждающий российское происхождение товара, от участия в электронном аукционе. Однако такие действия заказчика могут быть обжалованы.
Обоснование позиции:
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок (ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", далее - Закон N 44-ФЗ). Упомянутым Вами постановлением Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 установлены ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Постановление N 968).
Пунктом 2 Постановления N 968 определено, что для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории РФ;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Перечень документов, подтверждающих признание отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории РФ, представлен в п. 7 Постановления N 968.
Согласно п. 6 ч. 5 ст. 66 Закона N 44-ФЗ документы, подтверждающие соответствие участника аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов должны содержаться во второй части заявки. Следовательно, применить положения Постановления N 968 заказчик может только при рассмотрении вторых частей заявок.
Из сказанного следует, что если участник электронного аукциона, в первой части заявки которого в качестве страны происхождения товара указана Российская Федерация, не представил ни одного документа, подтверждающего, что предлагаемая им продукция произведена на территории Российской Федерации, такая продукция не может считаться произведенной в России.
Поскольку в вышеописанной ситуации требования п. 2 Постановления N 968 не выполняются (отсутствуют 2 заявки с товарами российского происхождения), полагаем, ограничения, установленные Постановлением N 968, применяться не должны. Косвенно данный вывод подтверждают официальные разъяснения и материалы правоприменительной практики по применению ограничений закупки иных товаров иностранного производства, установленных аналогичным образом, смотрите п. 1 письма ФАС России от 19.02.2016 N ИА/10439/16, п. 1 письма ФАС России от 28.05.2015 N АЦ/26282/15, п. 2 решения УФАС по Магаданской области от 16.08.2016 N 04-30/97-2016, решение УФАС по Тульской области N 04-07/134-2016.
По буквальному прочтению положений п. 6 ч. 5 ст. 66, п. 1 ч. 6 ст. 69 Закона N 44-ФЗ в случае непредставления документов, подтверждающих соответствие участника такого аукциона и (или) предлагаемых им товара, работы или услуги условиям, запретам и ограничениям, установленным заказчиком в соответствии со ст. 14 Закона N 44-ФЗ, или копии этих документов заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе. Поэтому формально в приведенной ситуации заказчик вправе отклонить заявку участника, не содержащую документов, указанных в п. 7 Постановления N 968. Косвенно сказанное подтверждают позиция, изложенная в письмах Минэкономразвития России от 31.12.2014 N Д28И-2917 и от 11.11.2014 N Д28и-2315, а также правоприменительная практика (смотрите, например, решение УФАС по Омской области от 28.01.2016 N 03-10.1/17-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 07.04.2015 N 06-175/15Т).
Вместе с тем необходимо отметить, что в правоприменительной практике существует позиция, согласно которой в случае, когда отсутствуют все условия для применения ограничений закупки товаров, работ, услуг иностранного происхождения, например, если подано менее 2 заявок, соответствующих требованиям, принятых во исполнение ст. 14 Закона N 44-ФЗ нормативных актов, не должно применяться и требование отклонения заявок по причине отсутствия документа, подтверждающего происхождение товара (смотрите, например, решение УФАС по Костромской области от 26.08.2015 N 12-10-109/308, решение УФАС по Тверской области от 28.04.2015 N 05-6/1-53-2015, решение УФАС по Республике Бурятия от 27.10.2015 N 04-50/335-2015, решение УФАС по Ульяновской области N 12092/03-2015, решение УФАС по Мурманской области от 19.02.2016 N 06-10/16-27). Подтверждение данной позиции можно увидеть в упомянутых нами ранее письмах ФАС России N ИА/10439/16 и N АЦ/26282/15, а также в п. 1 письма Минэкономразвития России, Минпромторга России, Минздрава России и ФАС России от 14.03.2016 NN 6723-ЕЕ/Д28и, ЦС-14384/19, 25-0/10/2-1416, АЦ/15615/16.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
25 октября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним