Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.11.2016
ВОПРОС:
По результатам аукциона между бюджетным учреждением и подрядчиком заключен государственный контракт на проведение строительных работ. Во время действия указанного контракта возникла необходимость в его расторжении и проведении нового аукциона на заключение государственного контракта с другим подрядчиком для продолжения работ, предусмотренных первым контрактом. Планируется расторгнуть государственный контракт по соглашению сторон. Однако нельзя исключать такого развития событий, при котором заказчик в одностороннем порядке вынужден будет отказаться от исполнения контракта либо контракт будет расторгнут по решению суда.
Может ли государственный заказчик заключить новый государственный контракт на продолжение работ, предусмотренных первым государственным контрактом до его расторжения? Если да, то какова процедура? Если нет, то по какой причине?
ОТВЕТ:

Ни Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), ни Гражданский кодекс РФ не содержат норм, запрещающих заказчику провести новую закупку строительных работ, которые являются предметом действующего государственного контракта. Однако, рассматривая возможность заключения нового контракта с другим подрядчиком до момента расторжения договора на выполнение тех же работ, на наш взгляд, необходимо учитывать общий смысл законодательства о госзакупках, оценивая его нормы в совокупности. Так, например, следует обратить внимание на положения п. 1 ч. 1 ст. 76 Закона N 44-ФЗ, согласно которому заказчик вправе провести запрос котировок независимо от суммы контракта в случае вынесения судом определения об обеспечении иска о расторжении контракта на поставку продовольствия, средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, лекарственных средств или топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к его нарушению. Очевидно, что эта норма устанавливает исключение из общего правила. Отсюда можно сделать вывод, что по общему правилу закупка товаров, работ, услуг, не поставленных, не выполненных, не оказанных по ранее заключенному контракту, возможна только после расторжения этого контракта.
Поскольку в законе нет прямого запрета, то, соответственно, и ответственности за осуществление закупки работ, выполнение которых является предметом действующего контракта, законодательством не предусмотрено. Однако следует учитывать, что в соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства по договору должны исполняться надлежащим образом в соответствии с законом и условиями самого обязательства. Заказчик по контракту на выполнение работ обязан принять результат выполненных работ и оплатить их, а подрядчик вправе требовать от него таких приемки и оплаты (ст.ст. 702, 720, 753 ГК РФ). Соответственно, заказчик, разместивший заказ до расторжения ранее заключенного контракта, несет риск предъявления подрядчиком по существующему контракту соответствующих требований одновременно от двух подрядчиков. По нашему мнению, последствия подобного развития событий вступают в противоречие с такими общими принципами контрактной системы в сфере закупок, как принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, принцип эффективности осуществления закупок (ст.ст. 6, 12 Закона N 44-ФЗ).
Законодательством не предусмотрено специальных правил, регулирующих процедуру заключения нового контракта в случае, когда контракт на выполнение этих же работ еще действует. Законом N 44-ФЗ установлены последствия расторжения контракта только вследствие одностороннего отказа одной из сторон от его исполнения. В случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, путем проведения запроса предложений (п. 6 ч. 2 ст. 83, ч.ч. 9, 17 ст. 95 Закона N 44-ФЗ). В случае же расторжения контракта в связи с односторонним отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта согласно ч. 24 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик осуществляет закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями этого Закона. Полагаем, что последний подход логично применять и в других случаях расторжения контракта - по решению суда или по соглашению сторон, поскольку это соответствует общим основам Закона N 44-ФЗ. Фактически норму ч. 24 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно считать избыточной. Возможно, она внесена в закон именно для того, чтобы подчеркнуть, что в данном случае - в отличие от расторжения вследствие отказа заказчика от исполнения контракта - нет исключения из общего порядка закупки, предполагающего по умолчанию проведение конкурса и лишь в указанных в самом Законе N 44-ФЗ случаях - иных способов закупки (ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст. 48 этого Закона). Соответственно, из того же принципа и отсутствия специального указания на исключение из него следует вывод, что в случае расторжения контракта по решению суда или по соглашению сторон (или до его расторжения по любым основаниям) закупка товаров, работ, услуг, оставшихся непоставленными, невыполненными, неоказанными по расторгнутому (или действующему) контракту, осуществляется в общеустановленном порядке.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Ответ прошел контроль качества

3 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики