Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

23.11.2016
ВОПРОС:
Общество с ограниченной ответственностью проводит обязательный аудит в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", т.к. сумма активов баланса превышает 60 млн. рублей.
Нужно ли проводить открытый конкурс в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при заключении договора на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности общества, если 100% доли в уставном капитале общества принадлежит федеральному государственному унитарному предприятию?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации выбор аудиторской организации должен осуществляться путем проведения открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

Обоснование позиции:
Согласно ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 307-ФЗ) договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25%, заключается с аудиторской организацией или индивидуальным аудитором, определенными путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ; смотрите также Методические рекомендации, одобренные Советом по аудиторской деятельности 18.09.2014, протокол N 14). При этом в соответствии с ч. 3 указанной статьи обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности такой организации может проводиться только аудиторскими организациями.
Государственной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации и ее субъектам (п. 1 ст. 214 ГК РФ). В силу п. 4 этой же статьи имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (ст.ст. 294, 296 ГК РФ), то есть на праве хозяйственного ведения и оперативного управления. Доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью применительно к категориям объектов гражданских прав, упомянутых в ГК РФ, относится к понятию "иное имущество" (п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 67, ст. 128 ГК РФ, ст.ст. 8, 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", а также постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 N 3640/14).
Унитарное предприятие не наделено правом собственности на имущество (п. 1 ст. 113 ГК РФ). Имущество унитарного предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (п. 2 той же статьи, смотрите также п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.02.2008 N 124). Иными словами, унитарное предприятие не является единственным обладателем вещного права на принадлежащее ему имущество (включая доли в уставных капиталах ООО). Собственником такого имущества всегда является соответствующее публично-правовое образование (РФ, ее субъект или муниципальное образование).
Из вышеизложенного следует вывод, что по смыслу положений ГК РФ ООО, единственным участником которого является унитарное предприятие, в то же время представляет собой организацию со стопроцентной долей государственной собственности в уставном капитале. Поскольку иное не предусмотрено Законом N 307-ФЗ, в ч. 4 ст. 5 которого упоминаются не организации с долей участия государства, а организации именно с долей государственной собственности в уставном капитале, указанное в вопросе ООО формально соответствует критериям, предусмотренным ч.ч. 3 и 4 ст. 5 Закона N 307-ФЗ. Следовательно, во-первых, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности такого общества вправе проводить только аудиторские организации (но не индивидуальные аудиторы), а во-вторых, договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности должен заключаться обществом с лицом, определенным путем проведения не реже чем один раз в пять лет открытого конкурса в порядке, установленном Законом N 44-ФЗ. Правоприменительной практики, где бы рассматривался аналогичный вопрос, мы не обнаружили. Косвенно сделанный нами вывод подтверждается в постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2016 N 09АП-60505/15 (оставлено в силе постановлением АС Московского округа от 29.08.2016 N Ф05-15497/14).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

2 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики