Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

23.11.2016
ВОПРОС:
Бюджетным учреждением (далее - БУ) был заключен госконтракт по КФО 4 на ремонт здания. Работы были выполнены не в полном объеме, дальнейшие отношения с подрядчиком урегулировались в ходе судебного разбирательства. Решение суда сводится к следующему:
1. Взыскать с подрядчика в пользу БУ неустойку (6000 руб.) и расходы по уплате госпошлины (4000 руб.), всего 10 000 руб.;
2. Удовлетворить встречный иск подрядчика в части взыскания с БУ задолженности по договору в сумме 50 000 руб. и расходов по уплате госпошлины в сумме 5000 руб., всего 55 000 руб.;
3. Произвести зачет встречных требований, в результате которого взыскать с БУ в пользу подрядчика 45 000 руб. (55 000 руб. - 45 000 руб.).
Резерв предстоящих расходов по обязательствам, оспариваемым в судебном порядке, в учреждении не создавался.
Какими бухгалтерскими проводками следует отразить в учете бюджетного учреждения операции по оплате расходов, связанных с судопроизводством, и зачету взаимных требований?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учет расчетов по суммам принудительного изъятия, а также по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек), осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, а также по компенсации учреждению судебных издержек осуществляется путем уменьшения суммы оплаты работ (услуг), указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 6 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в случае просрочки поставщиком исполнения своих обязательств по контракту, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет соответствующее требование контрагенту. Размеры пени и штрафа определяются в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063.
В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) средства, полученные в результате применения мер указанной гражданско-правовой ответственности, не подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета бюджетной системы РФ (смотрите, в частности, письма Минфина России от 24.11.2014 N 02-06-10/59651, от 26.09.2013 N 02-15-11/39907, от 20.12.2012 N 02-13-06/5292, от 30.10.2012 N 02-06-10/4554).
Являясь собственными доходами бюджетного учреждения, средства, поступающие в виде неустойки в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств контрагентами, а также средства, поступившие в счет компенсации судебных издержек, подлежат отражению по виду финансового обеспечения "2" и расходуются в общеустановленном порядке (смотрите, в частности, письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 20.09.2012 N 02-06-10/3831).
Учитывая, что в рассматриваемой ситуации погашение дебиторской задолженности по штрафным санкциям в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением контрагентом обязательств, а также по компенсации учреждению судебных издержек осуществляется путем уменьшения суммы оплаты работ (услуг), указанная операция может быть отражена в бухгалтерском учете бюджетного учреждения в качестве некассовой операции (смотрите, например, письмо Минфина России от 15.04.2015 N 02-07-07/21402, абз. 3 п. 4.5.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68722, 42-7.4-05/2.1-823, абз. 8 п. 4.4 письма Минфина России и Федерального казначейства от 29.12.2014 NN 02-02-07/68726, 42-7.4-05/2.1-824).
В соответствии с п.п. 220, 221 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, учет расчетов по суммам принудительного изъятия, а также по суммам ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, оплата судебных издержек), осуществляется на соответствующих счетах аналитического учета счета 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы в виде суммы неустоек учитываются организациями госсектора по коду КОСГУ 140 "Суммы принудительного изъятия", доходы в виде компенсации судебных расходов - по статье 130 "Доходы от оказания платных услуг (работ)" КОСГУ.
В свою очередь, оплата бюджетным учреждением кредиторской задолженности в рамках заключенного договора (контракта), которая являлась предметом судебного разбирательства, подлежит отражению по соответствующим КВР и КОСГУ, то есть по тем кодам бюджетной классификации, которые надо было бы применять при добровольной оплате долга (письмо Минфина России от 22.04.2016 N 02-06-10/23392).
Таким образом, расходы на погашение задолженности по ремонтным работам, в том числе взыскиваемой в судебном порядке, отражаются по соответствующим элементам видов расходов группы 200 "Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" и подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ; расходы на оплату исполнительного листа в части возмещения судебных расходов (возмещение государственной пошлины) должны быть отражены по виду расходов 831 "Исполнение судебных актов Российской Федерации_" с увязкой со статьей 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
С учетом изложенного и на основании п.п. 72, 73, 107, 109, 110, 146, 147 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 174н, бюджетным учреждением в рассматриваемой ситуации могут быть применены следующие бухгалтерские записи:
1) Дебет 4 401 20 225 Кредит 4 302 25 730
- на основании исполнительного листа отражена задолженность перед подрядчиком по оплате выполненных работ в сумме 50 000 руб.;
Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 302 91 730*(1)
- на основании исполнительного листа отражена задолженность перед контрагентом по компенсации судебных расходов на уплату государственной пошлины в сумме 5000 руб.;
2) Дебет 2 209 40 560 Кредит 2 401 10 140
- отражено начисление неустойки за нарушение подрядчиком условий контракта, признанное в судебном порядке, в сумме 6000 руб.;
Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
- отражено начисление ущерба, подлежащего возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата госпошлины) в сумме 4000 руб.;
3) Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 209 40 660,
Дебет 4 302 25 830 Кредит 4 304 06 730
- произведено удержание неустойки зачетом встречного обязательства в сумме 6000 руб.;
Дебет 2 302 91 830 Кредит 2 209 30 660
- произведено удержание госпошлины зачетом встречного обязательства в сумме 4000 руб.;
4) Дебет 4 302 25 830 Кредит 4 201 11 610,
Увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 11 (код 225 КОСГУ, КВР 244)
- перечислена подрядчику оплата за выполненный объем работ (за вычетом неустойки) в сумме 44 000 руб. (50 000 руб. - 6000 руб.).
Дебет 2 302 91 830 Кредит 2 201 11 610,
Увеличение забалансового счета 18, открытого к счету 201 11 (код 290 КОСГУ, КВР 831)
- перечислено подрядчику возмещение государственной пошлины (за вычетом суммы госпошлины, компенсируемой учреждению контрагентом) в сумме 1000 руб. (5000 руб. - 4000 руб.).
5) Дебет 4 304 06 830 Кредит 4 201 11 610,
Увеличение по забалансовому счету 18, открытому к счету 201 11 (код 225 КОСГУ, КВР 244)
- отражен перевод денежных средств на "основном" лицевом счете с вида деятельности "4" на вид деятельности "2" в сумме 6000 руб.;
Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730,
Увеличение забалансового счета 17, открытого к счету 201 11 (код 140 КОСГУ)
- отражено увеличение остатка собственных средств на лицевом счете учреждения на сумму неустойки в сумме 6000 руб.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расчетов по неустойкам в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Пример. Удержание неустойки бюджетным (автономным) учреждением при оплате контракта по виду финобеспечения "4";
- Энциклопедия решений. Оформление документов при начислении неустоек в госучреждениях;
- Энциклопедия решений. Применение КОСГУ и кодов видов расходов при исполнении судебных актов Российской Федерации;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Примеры заполнения Сведений (ф. 0503769) по пассивным счетам;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Отчет (ф. 0503737). Некассовые операции;
- Энциклопедия решений. Отчетность бюджетных (автономных) учреждений. Пример формирования ф. 0503737. Некассовые операции в рамках нескольких видов деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

2 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) За счет средств от приносящей доход деятельности бюджетное учреждение вправе осуществлять любые расходы (в том числе и на оплату возмещения контрагенту государственной пошлины по решению суда), достаточно лишь предусмотреть соответствующее направление расходов в Плане ФХД. Оплата подобных расходов может быть осуществлена и за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания при условии, что такие действия приведут к существенному снижению качественных и (или) количественных показателей выполнения задания по итогам года (смотрите также письмо Минфина России от 13.12.2013 N 02-01-011/54916). Однако в этом случае следует подготовить документальное подтверждение наличия экономии средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания текущего периода на момент осуществления расходов. Вопрос о том, каким образом может быть "зафиксирована" экономия, запланированная и достигнутая бюджетным учреждением в течение года, в настоящее время остается открытым. Однако отсутствие документального подтверждения наличия экономии средств субсидии на выполнение государственного задания на момент осуществления расходов может послужить поводом для претензий со стороны проверяющих органов.

Все консультации данной рубрики