Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
25.11.2016
- Организация планирует приобрести подарки для клиентов к Новому году с логотипом организации. Подарки будут передаваться клиентам не во время проведения официального мероприятия (переговоры, деловая встреча).
Имеет ли право организация стоимость данных подарков отнести к представительским расходам? Может ли организация учесть подарки в расходах при исчислении налога на прибыль?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации расходы на приобретение подарков с логотипом фирмы относятся к расходам на рекламу и включаются в целях налогообложения прибыли в состав прочих расходов в нормированном размере.
Документальным подтверждением данных рекламных расходов могут служить, в частности: приказ (распоряжение) руководителя, требование-накладная (иной документ на передачу рекламной продукции ответственным лицам), отчеты ответственных лиц.
При передаче контрагентам подарков с символикой организации, себестоимость единицы которых превышает 100 руб., необходимо начислить НДС.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль
На основании п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, - убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Согласно п. 2 ст. 252 НК РФ расходы, в зависимости от их характера, а также условий осуществления и направлений деятельности налогоплательщика, подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.
В составе расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются, в частности, прочие расходы (п. 2 ст. 253 НК РФ), перечень которых содержится в ст. 264 НК РФ.
В силу пп.пп. 22, 28 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам налогоплательщика, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы и расходы на рекламу.
Проанализируем возможность отнесения расходов, понесенных организацией в рассматриваемом случае, к рекламным либо представительским.
1. Представительские расходы
В пп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ указано, что в целях исчисления налога на прибыль учитываются представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества.
Учет данных расходов производится в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 264 НК РФ. В данном пункте уточняется, что к представительским расходам относятся расходы на:
- проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для лиц, участвующих в переговорах;
- транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и обратно;
- буфетное обслуживание во время переговоров;
- оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
В целях налогообложения представительские расходы нормируются. В течение отчетного (налогового) периода они включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период.
Из вышеприведенных положений ст. 264 НК РФ следует, что расходы, относящиеся к представительским, должны быть понесены в ходе проведения переговоров. При этом перечень затрат, которые относятся к представительским, является закрытым, расходы на приобретение подарков, сувениров для представителей других организаций этим перечнем не предусмотрены.
По мнению Минфина России, стоимость подарков (сувениров, призов), переданных представителям контрагентов во время деловой встречи, не может быть учтена в составе представительских расходов для целей налогообложения прибыли, поскольку такие затраты не поименованы в п. 2 ст. 264 НК РФ (письма Минфина России от 25.03.2010 N 03-03-06/1/176, от 16.08.2006 N 03-03-04/4/136).
В то же время специалисты налоговых органов допускают возможность признания в налоговом учете расходов в виде стоимости сувенирной продукции с нанесенной символикой организации представительскими расходами, если такая продукция вручается во время официального приема представителям организаций-контрагентов, участвующим в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества (письма УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2, МНС России от 16.08.2004 N 02-5-10/51, консультация Г.Г. Лалаева, советника государственной гражданской службы РФ 2-го класса, к.э.н., доцента Государственного университета Минфина России). Позиция налоговых органов поддерживается судами (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 31.01.2011 N Ф05-16032/2010 по делу N А40-55061/2010, от 05.10.2010 N КА-А41/11224-10 по делу N А41-18513/08, ФАС Северо-Западного округа от 09.06.2008 N А05-12045/2007, ФАС Уральского округа от 06.03.2008 N Ф09-184/08-С3).
Учитывая изложенное, считаем, что возможность учесть затраты на приобретение (изготовление) подарков для клиентов с символикой компании в качестве представительских расходов у налогоплательщиков имеется только в том случае, если подарки вручаются во время проведения официального мероприятия (переговоры, деловая встреча).
2. Рекламные расходы
Подпункт 28 п. 1 ст. 264 НК РФ предусматривает, что к прочим расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 НК РФ.
Налоговое законодательство не содержит расшифровки понятия "реклама". При этом п. 1 ст. 11 НК РФ предусмотрено, что институты, понятия и термины гражданского законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этой отрасли законодательства (если иное не предусмотрено положениями НК РФ).
Понятие рекламы дано в п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), согласно которому под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
При этом в письме Федеральной антимонопольной службы от 05.04.2007 N АЦ/4624 разъясняется, что в п. 1 ст. 3 Закона N 38-ФЗ под неопределенным кругом лиц следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации и конкретной стороны правоотношения, возникающего по поводу реализации объекта рекламирования. Такой признак рекламной информации, как предназначенность ее для неопределенного круга лиц, означает отсутствие в рекламе указания о некоем лице или лицах, для которых реклама создана и на восприятие которых реклама направлена. Кроме того, в этом же письме поясняется, что распространение такой неперсонифицированной информации о лице, товаре, услуге должно признаваться распространением среди неопределенного круга лиц, в том числе в случаях распространения сувенирной продукции с логотипом организации в качестве подарков, поскольку заранее невозможно определить всех лиц, для которых такая информация будет доведена.
Согласно заданному вопросу организация вручает приобретенные подарки исключительно своим контрагентам, то есть получатели подарков заранее определены и на них рассчитано количество подарков.
С точки зрения Минфина России, в ситуациях, когда круг получателей подарков известен (например, при дарении подарков организацией ее контрагентам (клиентам)), имеет место безвозмездная передача имущества, поэтому затраты на приобретение подарков не включаются в налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ (письма Минфина России от 08.10.2012 N 03-03-06/1/523, от 19.10.2010 N 03-03-06/1/653, от 08.10.2008 N 03-03-06/1/567, от 21.03.2003 N 04-02-05/1/24). Аналогичный вывод присутствует в письме УФНС России по г. Москве от 18.10.2010 N 16-15/108647@.
Вместе с тем следует отметить, что ФАС России в письме от 23.01.2006 N АК/582 (рассмотрев обращение ФНС России об отнесении сувенирной продукции к рекламе) сообщил, что нанесение юридическим или физическим лицом логотипов или товарных знаков на сувенирную продукцию (авторучки, футболки, пакеты, календари и прочее) осуществляется в рекламных целях независимо от дальнейшего распространения данной продукции сотрудникам, партнерам данной организации или третьим лицам, в том числе на безвозмездной основе.
Если следовать логике данного письма, то в случае, если на передаваемых контрагентам материальных ценностях (ручки, ежедневники, календари и т.д.) нанесен логотип или товарный знак организации, независимо от того, какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, предназначены подарки, их стоимость может быть включена в расходы на рекламу.
Отметим, что есть письма чиновников (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2), где с учетом вышеприведенного мнения ФАС разъясняется, что стоимость сувенирной продукции, содержащей символику организации и передаваемой в соответствии с обычаем делового оборота в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества представителям других организаций, учитывается при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль в качестве расходов на рекламу. Если же сувениры не содержат логотипа организации и безвозмездно передаются организациям-контрагентам, то расходы на их приобретение не учитываются в целях налогообложения (п. 16 ст. 270 НК РФ).
Ранее представители налоговых органов признавали рекламными, в частности, расходы, понесенные на приобретение (изготовление) подарков с наименованием и логотипом организации в рамках новогодней рекламной акции, в случае, когда решение о приобретении (изготовлении) подарков было принято с целью привлечения внимания и поддержания интереса к организации неопределенного круга лиц в целях реализации им услуг (письмо ФНС России от 09.02.2005 N 02-3-08/571 (с данным письмом можно ознакомиться в сети Интернет)). Смотрите также письмо УФНС по г. Москве от 26.08.2005 N 20-08/60490.
Суды также придерживаются мнения, что подарки (сувениры) с символикой организации относятся к рекламным расходам, отмечая, что нанесенная на них символика организации доступна не только получателю, но и всем лицам, с которыми он взаимодействует. Информация на сувенирах направлена на поддержание интереса к налогоплательщику и адресована неопределенному кругу лиц (постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2009 N 17АП-8697/09, ФАС Московского округа от 30.08.2007 N КА-А40/8398-07, от 16.11.2006 N КА-А40/10964-06, от 08.02.2006 N КА-А40/13572-05, ФАС Западно-Сибирского округа от 31.07.2006 N Ф04-4820/2006, ФАС Уральского округа от 27.05.2009 N Ф09-3364/09-С3 (определением ВАС РФ от 28.09.2009 N 12305/09 отказано в передаче настоящего постановления в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора), от 28.05.2007 N Ф09-3313/07-С2, ФАС Волго-Вятского округа от 07.05.2008 N А29-6646/2007).
В постановлении Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2009 N 18АП-161/2009 судом были не приняты доводы налоговых органов о том, что получатели сувенирной продукции конкретно поименованы - это клиенты Банка. При этом суд принял во внимание то обстоятельство, что в первичных документах организации отсутствует указание на конкретных лиц, для которых предназначалась изготовленная сувенирная продукция.
Согласно постановлению ФАС Московского округа от 28.09.2010 N КА-А40/10953-10 в ходе выездной налоговой проверки инспекцией было установлено, что в нарушение пп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ общество неправомерно включило в состав расходов на рекламу затраты на изготовление конвертов и открыток, поскольку они не могут быть отнесены к рекламе, т.к. предназначены для конкретных лиц. Данный довод был отклонен судом, поскольку действующее законодательство не содержит норм, устанавливающих, что изготовление открыток и конвертов (без указания конкретных адресатов) относится к затратам, предназначенным конкретному кругу лиц. Суд также указал, что понятие "заранее известный круг лиц" не тождественно понятию "конкретные лица". В первом случае к такому кругу лиц относится целевая аудитория (потенциальные потребители, контрагенты), а во втором - речь идет об указании в рекламе (в данном случае - открытке) заранее известных лиц, в адрес которых будет направлена соответствующая открытка или конверт. В результате судом сделан вывод, что отнесение к расходам на рекламу затрат, связанных с приобретением и рассылкой конвертов с логотипом предприятия, изготовлением рекламных календарей, правомерно. Аналогичное мнение высказано в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 N А26-12427/2009.
Таким образом, с учетом официальной позиции и судебной практики, полагаем, что, если на передаваемых клиентам товарно-материальных ценностях (открытках с конвертами, ручках, ежедневниках, пакетах и др.) нанесен логотип или товарный знак организации, то независимо от того, какому кругу лиц, ограниченному или неограниченному, они предназначены, их передача может быть признана расходами на рекламу.
На наш взгляд, информация о Вашей организации (ее логотип, наименование, адрес, телефон, сайт), указанная на подарках, в принципе, может стать доступной для широкого круга лиц. К примеру, лицо, получившее подарок, может продемонстрировать его своим коллегам, друзьям, знакомым, в результате чего они могут стать клиентами Вашей организации. Как мы поняли из вопроса, организация не составляет список конкретных лиц, которым предназначены подарки, на самих подарках не указаны данные лиц, для которых они предназначены (информация не персонифицирована). Поэтому можно полагать, что условие о направленности на неопределенный круг лиц соблюдается. Отметим также, что вопрос о наличии в размещаемой информации признаков рекламы должен решаться организацией самостоятельно с учетом конкретных обстоятельств (п. 15 информационного письма Президиума ВАС РФ от 25.12.1998 N 37).
В силу п. 4 ст. 264 НК РФ расходы на рекламу, признаваемые организацией, делятся на ненормируемые и нормируемые. Ненормируемые рекламные расходы перечислены в абзацах 2-4 п. 4 ст. 264 НК РФ. Их перечень является закрытым. Затраты на приобретение (изготовление) подарков (нанесение логотипа) не включены в число ненормируемых расходов, значит (на основании абзаца 5 п. 4 ст. 264 НК РФ), они относятся к нормируемым и признаются в целях налогообложения прибыли в размере, не превышающем 1% выручки от реализации, определяемой в соответствии со ст. 249 НК РФ. При этом сверхнормативные рекламные расходы в целях налогообложения прибыли не учитываются (п. 44 ст. 270 НК РФ). Смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 30.04.2008 N 20-12/041966.2.
Для признания рекламных расходов необходимо их соответствие требованиям п. 1 ст. 252 НК РФ. В частности, они должны быть подтверждены документально. В НК РФ не приводится конкретный перечень документов, которыми налогоплательщик может подтвердить рекламные расходы. По нашему мнению, при раздаче контрагентам подарков (сувениров) к праздникам могут быть оформлены следующие документы:
- приказ (распоряжение) руководителя организации о проведении мероприятия (рекламной акции, например приуроченной к празднику) и назначении лиц, ответственных за определенные его этапы (в том числе и раздачу сувенирной продукции);
- требование-накладная (например, по форме M-11) либо иной документ, подтверждающий факт передачи сувенирной продукции ответственному лицу (списание ТМЦ со склада);
- отчеты ответственных лиц об исполнении приказа (распоряжения) руководителя, на основании которых с них будут списаны выданные ТМЦ;
- иные документы, подтверждающие факт несения расходов и их рекламный характер.
В случае, когда сувенирная продукция передается неограниченному кругу лиц (отсутствует признак персонифицированности), можно ограничиться указанием в отчетах только стоимости и количества переданных сувениров.
Также в целях подтверждения рекламного характера расходов на праздничные подарки для контрагентов организацией может быть разработано, например, положение о рекламе, в котором предусмотрено вручение подарков своим клиентам к определенным датам для поддержания положительного имиджа и укрепления деловых отношений.
В учетной политике для целей налогообложения организация может закрепить конкретный перечень расходов, относящихся к рекламным, порядок их документального подтверждения (перечень оформляемых документов), момент признания данных расходов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
НДС
В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ как на возмездной, так и на безвозмездной основе признаются объектом обложения НДС.
При этом операции по передаче товаров в рекламных целях не освобождаются от налогообложения, за исключением товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб. (пп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Сумма НДС, предъявленная поставщиком таких товаров, к вычету не принимается, а учитывается в стоимости таких товаров (пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276).
Из норм главы 21 НК РФ следует, что распространение рекламной продукции, стоимость приобретения (создания) единицы которой превышает 100 руб., облагается НДС в общеустановленном порядке (смотрите, например, письма Минфина России от 16.07.2012 N 03-07-07/64, от 10.06.2010 N 03-07-07/36, от 27.04.2010 N 03-07-07/17, от 11.03.2010 N 03-03-06/1/123, УФНС России по г. Москве от 09.02.2010 N 16-15/13276). Аналогичное мнение встречается в судебной практике (смотрите, например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21.09.2011 N Ф08-3892/11). "Входной" НДС по товарам (работам, услугам), переданным безвозмездно, принимается к вычету в общеустановленном порядке на основании ст. 171 НК РФ и ст. 172 НК РФ (смотрите дополнительно письма Минфина России от 10.04.2006 N 03-04-11/64, от 23.12.2015 N 03-07-11/75472).
Вместе с тем в судебной практике присутствует и иная точка зрения: передача в рекламных целях товаров (работ, услуг) не облагается НДС независимо от стоимости рекламной продукции, поскольку стоимость переданного является расходами на рекламу и такая передача не может рассматриваться как реализация (постановления ФАС Московского округа от 26.04.2011 N КА-А40/2112-11, от 25.06.2010 N КА-А40/6610-10, ФАС Северо-Западного округа
В п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 (далее - Постановление N 33) сказано, что не может рассматриваться в качестве операции, формирующей самостоятельный объект налогообложения НДС, распространение рекламных материалов, являющееся частью деятельности налогоплательщика по продвижению на рынке производимых и (или) реализуемых им товаров (работ, услуг) в целях увеличения объема продаж, если эти рекламные материалы не отвечают признакам товара, то есть имущества, предназначенного для реализации в собственном качестве.
С учетом п. 2 Постановления N 33 специалисты Минфина России пришли к выводу, что объектом налогообложения НДС не является (независимо от величины расходов на их приобретение (создание)) передача каталогов и брошюр, бесплатно раздаваемых потенциальным покупателям. В то же время передача потенциальным покупателям блокнотов, ручек с логотипом компании, стоимость которых за единицу продукции превышает 100 рублей, облагается НДС в общеустановленном порядке (письма Минфина России от 23.12.2015 N 03-07-11/75489, от 23.10.2014 N 03-07-11/53626, от 19.09.2014 N 03-07-11/46938).
Учитывая изложенное считаем, что в рассматриваемой ситуации при передаче деловым партнерам подарков, расходы на приобретение (создание) единицы которых превышают 100 руб., следует начислить НДС с учетом п. 2 ст. 154, п. 1 ст. 166, п. 1 ст. 167 НК РФ.
В заключение отметим, что наличие обширной судебной практики по рассматриваемому вопросу показывает, что нельзя полностью исключить вероятность возникновения претензий налоговых органов при учете расходов на праздничные подарки контрагентам. Поэтому организация вправе принять решение не учитывать данные расходы в качестве рекламных во избежание возможных налоговых споров. Если будет принято такое решение, передачу подарков необходимо будет отразить как безвозмездную передачу товаров. Соответственно, в этом случае нужно будет начислить НДС со стоимости всех подарков. "Входной" НДС можно будет принять к вычету при выполнении условий, установленных нормами п. 1 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет расходов на рекламу;
- Энциклопедия решений. Расходы на рекламу (в целях налогообложения прибыли);
- Энциклопедия решений. Налогообложение НДС передачи в рекламных целях товаров (работ, услуг) стоимостью более 100 рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Пивоварова Марина
Ответ прошел контроль качества
1 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним