Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
25.11.2016
- Организация (ООО) в 2016 году признавалась малым предприятием.
Какие обязательные отчеты необходимо сдавать малому предприятию в течение 2016 года и за 2016 год (кроме баланса)?
Признается ли организация в 2016 году микропредприятием, если в 2016 году численность стала менее 15 человек (остальные условия для признания организации микропредприятием соблюдаются, из территориального органа статистического наблюдения сведения о необходимости подачи выборочной отчетности не поступали)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Организация, признаваемая субъектом малого предпринимательства, обязана сдавать статистическую отчетность в течение 2016 года и по итогам 2016 года в случае, если она включена в перечень малых предприятий, подлежащих выборочному статистическому наблюдению.
Получить информацию о том, включена ли организация в перечень подлежащих выборочному статистическому наблюдению предприятий, можно на стенде в здании территориального органа статистики или на его сайте в Интернете. В размещенной информации территориальные органы статистики приводят перечень организаций, которые обязаны сдать статистическую отчетность, а также подлежащие сдаче формы статистической отчетности.
Сплошное статистическое наблюдение деятельности малых предприятий проводится органами статистики один раз в пять лет. Последнее сплошное статистическое наблюдение проводилось по итогам 2015 года.
2. Для признания организации микропредприятием используются, в том числе, сведения о среднесписочной численности за предыдущий период. При этом организация может быть признана микропредприятием в случае, если среднесписочная численность будет менее 15 человек в течение трех календарных лет, следующих один за другим.
Обоснование вывода:
1. Статистической отчетностью является предоставляемая в соответствии с законодательством РФ по утвержденным формам (форматам) документированная информация о деятельности экономического субъекта.
Представлять статистическую отчетность обязаны как организации, так и индивидуальные предприниматели, государственные и местные органы власти, а также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории РФ иностранных организаций (далее - респонденты). Это следует из п. 1 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" (далее - Закон N 282-ФЗ).
Форм статистической отчетности достаточно много. При этом перечень обязательных к заполнению форм и периодичность их представления индивидуальны для каждого респондента и зависят от:
1) категории (статуса) респондента (например организация или индивидуальный предприниматель, субъект малого предпринимательства или корпорация) (письмо Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N ОГ-Д05-2455);
2) вида экономической деятельности респондента;
3) способа проведения статистического наблюдения:
- сплошное наблюдение (в этом случае установленные формы отчетности обязаны сдавать все субъекты, участвующие в статистическом обследовании);
- выборочное наблюдение (отчетность сдается только теми, кто попал в выборку).
Субъекты малого и среднего предпринимательства представляют статистическую отчетность в упрощенном порядке (п. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.11.2007 N 282-ФЗ (далее - Закон N 282-ФЗ); третий абзац п. 3 Положения..., утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620).
Упрощенный порядок заключается в следующем:
1) все субъекты малого и среднего предпринимательства (в том числе и индивидуальные предприниматели) в обязательном порядке представляют отчетность в органы статистики один раз в 5 лет при проведении сплошных статистических наблюдений (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ (далее - Закон N 209-ФЗ));
2) в период между сплошными наблюдениями статистическую отчетность представляют только те субъекты, в отношении деятельности которых проводятся выборочные статистические наблюдения на основе представительной (репрезентативной) выборки (ч. 1 ст. 5 Закона N 209-ФЗ).
При этом для малых и средних предприятий выборочные статистические наблюдения проводятся путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований их деятельности, а выборочные статистические наблюдения микропредприятий проводятся путем ежегодных обследований их деятельности. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений определяется Правительством РФ (ч. 3 ст. 5 Закона N 209-ФЗ).
Очередной сбор первичных статистических данных по программе сплошного наблюдения был проведен в 2016 году по итогам 2015 года.
Малые предприятия (включая микропредприятия) обязаны были представить в органы статистики до 1 апреля 2016 года форму N МП-сп "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия за 2015 год", утвержденную приказом Росстата от 09.06.2015 N 263 (раздел 3 Основных методологических и организационных положений по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства", утвержденных приказом Росстата от 05.06.2015 N 259). Смотрите также письмо Федеральной службы государственной статистики от 14.01.2016 N 03-03-1/1-СМИ.
Порядок проведения выборочных статистических наблюдений установлен Правилами проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 79 (далее - Правила N 79).
Пунктом 1 Правил N 79 определено, что выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляются Федеральной службой государственной статистики путем ежемесячных и (или) ежеквартальных обследований деятельности малых предприятий (за исключением микропредприятий) и средних предприятий, а также ежегодных обследований деятельности микропредприятий в соответствии с федеральным планом статистических работ. Пунктом 8 Правил N 79 установлено, что в унифицированную форму федерального статистического наблюдения за деятельностью микропредприятий (за исключением микропредприятий, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность) включаются сведения об основных показателях их экономической деятельности по итогам за год.
При этом согласно п. 2 Правил N 79 перечни субъектов малого и среднего предпринимательства, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, ежегодно определяются Федеральной службой государственной статистики на основе формирования представительной (репрезентативной) выборки по видам экономической деятельности по РФ и субъектам РФ. Субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в указанный перечень, представляют сведения по формам федерального статистического наблюдения, утвержденным в соответствии с п. 3 Правил N 79.
То есть статистические формы представляют не все субъекты малого предпринимательства (в том числе микропредприятия) и среднего предпринимательства, а только те, кто попал в выборку.
Пунктом 3 Правил N 79 определено, что формы федерального статистического наблюдения, включающие в себя статистические показатели, периодичность, сроки, способы, адреса их представления, и порядок их заполнения утверждаются Федеральной службой государственной статистики в соответствии с законодательством РФ. Состав статистических показателей форм федерального статистического наблюдения определяется Федеральной службой государственной статистики по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
При этом информирование организаций, подлежащих выборочному статистическому наблюдению, на практике осуществляется путем размещения информации на стендах в зданиях территориальных органов Росстата либо на сайтах территориальных органов Росстата в Интернете. При информировании таким образом организаций территориальные органы Росстата не только приводят перечень организаций, но также и указывают подлежащие представлению формы статистической отчетности.
Таким образом, организации для того, чтобы узнать, обязана ли она сдать статистическую отчетность, а если обязана, то по каким формам, необходимо руководствоваться информацией, размещенной на стенде в здании территориального органа Росстата или на его сайте в Интернете.
2. Понятие субъектов малого и среднего предпринимательства установлено Законом N 209-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 3 данного закона субъекты малого и среднего предпринимательства - это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Законом N 209-ФЗ, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.
Нормы Закона N 209-ФЗ, касающиеся критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства, были изменены положениями Федерального закона от 29.12.2015 N 408-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 408-ФЗ), вступившими в силу 1 января 2016 года (ч. 2 ст. 10 этого Закона).
При этом как в прежней, так и в нынешней редакции Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства данные по численности используются за предшествующий период (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ). Единственное, до 1 января 2016 года учитывались данные средней численности, а с 1 января 2016 года данные среднесписочной численности.
Таким образом, для признания организации микропредприятием сведения по численности учитываются за предшествующий период.
Также необходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона N 209-ФЗ категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется в случае, если предельные значения выше или ниже предельных значений, указанных в п.п. 2 и 3 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, в течение трех календарных лет, следующих один за другим, при условии, что иное не установлено ст. 4 Закона N 209-ФЗ. Смотрите также письма ФНС России от 07.09.2016 N СД-4-3/16672@, от 23.08.2016 N СА-4-14-15480, от 18.08.2016 N 14-2-04/0870@, письма Минэкономразвития РФ от 11.04.2016 N Д28и-913, от 10.09.15 N Д05и-1163.
Применительно к рассматриваемой ситуации это означает, что организация может быть признана микропредприятием в случае, если среднесписочная численность будет менее 15 человек в течение трех календарных лет, следующих один за другим (2016-2018 годы). Соответственно, при соблюдении иных условий, предусмотренных Законом N 209-ФЗ.
Кроме того, на основании сведений за предшествующий год ФНС России с 1 августа 2016 года формирует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Проверить, включена ли Ваша организация в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, можно на сайте ФНС России (https://rmsp.nalog.ru/).
К сведению:
30 декабря 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 30.12.2015 N 442-ФЗ, ужесточающий ответственность за нарушение порядка представления статистической информации.
Начиная с указанной даты за непредставление первичных статистических данных, несвоевременное представление этих данных или подачу недостоверных данных административный штраф установлен в размере:
- от 10 000 до 20 000 рублей - для должностных лиц;
- от 20 000 до 70 000 рублей - для юридических лиц.
Повторное совершение указанного деяния обойдется нарушителям еще дороже:
- от 30 000 до 50 000 рублей - для должностных лиц;
- от 100 000 до 150 000 рублей - для организаций.
Правонарушение считается повторным, если оно совершено в такой момент, когда, с одной стороны, имеется вступившее в законную силу постановление о назначении административного наказания тому же самому лицу по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, а с другой стороны, еще не истек один год со дня оплаты административного штрафа по этому постановлению (ст. 4.6 КоАП РФ).
При этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ к административной ответственности можно одновременно привлечь и организацию, и виновное должностное лицо.
Кроме того, как информирует Федеральная служба государственной статистики в письме от 16.02.2016 N 13-13-2/28-СМИ "Об административной ответственности за непредставление бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения", должностные лица и организации могут привлекаться к административной ответственности за непредставление или несвоевременное представление годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней в органы госстатистики. Причем будут назначены 2 штрафа - за непредставление или представление в неполном составе отчетности и за непредставление аудиторского заключения. Административное наказание устанавливается мировыми судьями в соответствии со статьей 19.7 КоАП РФ "Непредставление сведений (информации)".
Разъяснения по вопросу предоставления статистической отчетности по формам федерального статистического наблюдения с нулевыми значениями даны в письме Федеральной службы государственной статистики от 15.04.2016 N СЕ-01-3/2157-ТО.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Представление статистической отчетности субъектами малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства;
- Энциклопедия решений. Статистическая отчетность;
- Заполняемые формы федеральной статистической отчетности (подготовлено экспертами компании "Гарант");
- Энциклопедия решений. Ответственность за нарушение порядка или сроков представления статистических данных.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
профессиональный бухгалтер Башкирова Ираида
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена
2 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним