Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бухучет и отчетность
-
28.11.2016
- Предприятие-посредник произвело отгрузку 720 приборов в Болгарию, но 29 товаров оказались дефектными. Посредник является дочерним предприятием материнской организации, производящей данные приборы. Производителем принято решение не возвращать дефектные товары, а отгрузить новые приборы в количестве 29 штук (возмещение дефектных товаров).
Отношения между материнским и дочерним предприятием, возникающие в связи с передачей изготовленной продукции, регулируются договором купли-продажи. Между дочерним предприятием (поставщик) и болгарской компанией (покупатель) заключен договор поставки. То есть "посредник" в рассматриваемом случае выступает как самостоятельный поставщик изделий материнской компании в Болгарию (не является агентом или комиссионером).
Предполагается дефектные товары безвозмездно передать покупателю (как если бы некачественные изделия напрямую поставлялись конечному покупателю).
Как правильно оформить документы по восполнению дефектных приборов между производителем и посредником?
Каков порядок бухгалтерского учета в ситуации, когда товар реализован в 2015 году, а также в 2016 году?
Не рассматриваются отношения в рамках договора поставки между дочерним предприятием (поставщиком) и болгарской компанией (покупателем).
Гражданско-правовые аспекты
Под дочерним понимается хозяйственное общество, в котором другое хозяйственное общество или товарищество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом (п. 1 ст. 67.3 ГК РФ). При этом дочернее общество является самостоятельным юридическим лицом, а следовательно, по общему правилу имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1 ст. 48 ГК РФ).
Поскольку, как это видно из положений законодательства, приведенных выше, имущество дочернего общества принадлежит ему на праве собственности и обособлено от имущества основного общества, оно может использоваться основным обществом лишь на основании договоров, заключаемых с дочерним обществом.
В частности, отношения между поставщиком и покупателем (в рассматриваемом случае - между головной организацией и дочерним предприятием), возникающие в связи с передачей изготовленных товаров, регулируются договором купли-продажи (согласно положениям параграфа 1 главы 30 ГК РФ).
При поставке товара ненадлежащего качества покупатель вправе, согласно п. 1 ст. 518 ГК РФ, предъявить поставщику требования, предусмотренные ст. 475 ГК РФ, устанавливающей последствия передачи товара ненадлежащего качества. В случае существенного нарушения требований к качеству товара покупатель вправе по своему выбору:
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- потребовать замены товара ненадлежащего качества товаром, соответствующим договору (п. 2 ст. 475 ГК РФ).
Исходя из норм ГК РФ, если товар возвращается продавцу по причине его ненадлежащего качества, можно говорить о том, что в данном случае продавец не исполнил договор надлежащим образом, поэтому, по сути, в данной ситуации происходит частичное или полное расторжение договора поставки (купли-продажи), то есть стороны возвращаются в исходное состояние. При этом отменяется изначальный переход права собственности на данный товар от поставщика к покупателю. Иными словами, при возврате некачественного товара покупателем продавцу реализации данного товара не происходит. Смотрите также постановления Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2011 N 19АП-4037/11, ФАС Московского округа от 05.04.2010 N КА-А40/2672-10, от 28.01.2010 N КА-А40/14851-09, , ФАС Поволжского округа от 03.06.2009 NА65-10290/2008, от 14.05.2008 N А55-15140/2007, ФАС Северо-Западного округа от 01.06.2009 N А66-7216/2008, от 07.11.2008 N А56-6327/2008, письма Минфина России от 02.06.2010 N 03-03-06/1/370, от 03.06.2010 N 03-03-06/1/378, от 05.02.2010 N 03-03-06/1/51, ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182.
В связи с изложенным оформлять возврат некачественного товара следует как обычное расторжение договора (составлением покупателем и рассмотрением поставщиком претензии, подписанием сторонами акта о выявленных недостатках, оформлением документов по возврату покупателем некачественного товара и поставке продавцом взамен качественного товара).
Однако в анализируемой ситуации из-за нецелесообразности возврата некачественного товара поставщику (удаленность места нахождения конечного покупателя от места нахождения поставщика) стороны пришли к соглашению, что покупатель не будет возвращать некачественный товар поставщику. Предполагается дефектные товары безвозмездно передать покупателю.
Бухгалтерский учет
Отражение возврата продукции у поставщика (материнской организации)
В соответствии с п. 6 ПБУ 9/99 "Доходы организации" выручка принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
Поскольку при возврате покупателем товара ненадлежащего качества договор купли-продажи признается расторгнутым в части этого товара, считается, что право собственности на некачественный товар не перешло к покупателю.
В такой ситуации в бухгалтерском учете продавца величина ранее признанной выручки и расходов по реализации товара подлежит корректировке.
В настоящее время порядок внесения исправлений в бухгалтерский учет регламентируется ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (далее - ПБУ 22/2010). В силу п. 2 ПБУ 22/2010 не являются ошибками неточности или пропуски в отражении фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и (или) бухгалтерской отчетности организации, выявленные в результате получения новой информации, которая не была доступна организации на момент отражения (неотражения) таких фактов хозяйственной деятельности. К сожалению, в ПБУ 22/2010 отсутствуют примеры таких неточностей. Специалистами официальных органов также не давалось разъяснений в отношении применения указанной нормы.
По нашему мнению, основополагающим моментом для квалификации неточностей или пропусков, упомянутых в п. 2 ПБУ 22/2010, является тот факт, что информация не была доступна организации в целом. При этом произведенные при получении соответствующей информации бухгалтерские записи исправлением ошибок не являются, а исправления и (или) уточнения в ранее представленную бухгалтерскую отчетность не вносятся.
В рассматриваемом случае покупатель обнаружил, что приобретенный им товар частично бракован только по истечении определенного периода времени после того, как данный товар был принят им на учет. Поскольку на дату реализации продавцу не могло быть известно о возникновении претензии со стороны покупателя, то рассматриваемая операция не является ошибкой в соответствии с нормами ПБУ 22/2010.
В данном случае корректировочные проводки в бухгалтерском учете материнской компании (производителя продукции) следует отразить в учете на дату принятия решения по претензии, предъявленной покупателем (дочерним предприятием путем перенаправления претензии конечного покупателя).
Если дефект товаров был обнаружен в том же году, когда была признана выручка от реализации, в учете делаются записи (без отражения операций по НДС):
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка" (сторно)
- уменьшена выручка от реализации;
Дебет 90, субсчет "Себестоимость продаж" Кредит 43, субсчет "Товары" (сторно)
- списана себестоимость товара.
Если претензии к качеству связаны с товаром, реализованным в прошлом отчетном периоде (году), бухгалтерские записи будут следующими:
Дебет 91, субсчет "Прочие расходы" Кредит 62
- отражена корректировка выручки от реализации продукции за прошлые годы;
Дебет 43 Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- восстановлена ранее списанная себестоимость продукции, возвращенной покупателем.
Операция по передаче покупателю качественного товара отражается в бухгалтерском учете как обычная реализация:
Дебет 62 Кредит 90, субсчет "Выручка"
- отражена реализация качественного товара.
Дальнейшее списание с учета бракованного товара оформляется как операция по безвозмездной передаче имущества:
Дебет 91 Кредит 43
- стоимость бракованной продукции учтена в составе прочих расходов.
Отражение возврата продукции у посредника (дочерней организации)
Операции по возврату бракованной продукции отражаются не как исправление операции по их приемке и отпуску - без корректировок счетов их учета и счетов учета затрат. Ведь в данном случае не пригодные к дальнейшему использованию товары уже не отвечают критерию признания актива (п. 7.2 Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России, Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29.12.1997, далее - Концепция). Их возврат по претензии образует обязательство поставщика по возмещению ущерба (п. 2 ст. 15 ГК РФ, п. 7.3 Концепции) и последующее появление дохода (п. 7.5 Концепции).
Согласно п.п. 7 и 8 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (далее - ПБУ 9/99) поступления в возмещение причиненных организации убытков являются прочими доходами. Они признаются в бухгалтерском учете в суммах и в отчетном периоде, в которых они признаны должником (п.п. 10.2 и 16 ПБУ 9/99).
Таким образом, с учетом Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденных приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, поступления в возмещение причиненных организации убытков отражаются по кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы" в корреспонденции со счетами учета расчетов.
Следовательно, в бухгалтерском учете организации будут сформированы следующие проводки:
Дебет 76, субсчет "Расчеты по претензиям" Кредит 91, субсчет "Прочие доходы"
- учтена в составе прочих доходов стоимость возвращаемых приборов.
В месяце возврата поставщиком товара (материнской организацией):
Дебет 41 Кредит 76, субсчет "Расчеты по претензиям"
- от поставщика получены приборы в возмещение дефектных товаров.
Документальное оформление в случае, когда покупатель не будет возвращать некачественный товар
Если брак был выявлен покупателем продукции после ее оприходования, для документального подтверждения факта внешнего брака, по нашему мнению, продавцу необходимо получить от покупателя:
- акт о выявленных недостатках (аналогичный акту по форме N ТОРГ-12);
- акт экспертизы (при необходимости);
- претензию с требованиями в отношении бракованной продукции (возврат, замена, уценка) и со ссылкой на пункт договора или норму законодательства о нарушении;
- документы, подтверждающие транспортные расходы и другое.
По нашему мнению, вносить какие-то изменения в накладную на отпуск (реализацию) готовой продукции (например товарную накладную (ТОРГ-12)) в данном случае нет необходимости, так как на дату ее составления накладная была оформлена правильно. Выявленные после ее оформления события не являются основанием для внесения в накладную исправлений. Данная накладная является документом, подтверждающим тот факт, что организация производила отгрузку продукции в количестве и по ценам, указанным в накладной.
Документальное оформление передачи покупателю товара взамен бракованного
Передача поставщиком товара надлежащего качества взамен бракованного оформляется товарной накладной по форме ТОРГ-12 в обычном порядке.
Составляется счет-фактура, как при обычной реализации (п. 3 ст. 168 НК РФ).
К сведению:
С 01.01.2013 формы первичных учетных документов и, если иное не предусмотрено нормативно-правовыми актами, их состав определяют руководители организаций (за исключением организаций государственного сектора) по представлению должностных лиц, на которых возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), смотрите также письмо ФНС России от 10.11.2015 N ЕД-4-15/19671, информацию Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012). При этом ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ установлен перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать любой первичный учетный документ.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Учет потерь от брака;
- Энциклопедия решений. Учет готовой продукции, переданной безвозмездно.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Каратаева Татьяна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
11 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним