Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

28.11.2016
ВОПРОС:
Планируется создание ООО. Учитывая то, что согласно законодательству предварительный договор заключается в той же форме, что и основной договор, предварительный договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО подлежит нотариальному удостоверению, в котором должен быть идентифицирован предмет договора (т.е. должно быть идентифицировано ООО, подлежащее созданию).
В обычной практике ООО идентифицируют путем указания ОГРН, ИНН, адреса места нахождения, что невозможно в ситуации, когда ООО юридически не существует. Идентификация ООО, подлежащего созданию, возможна путем указания в предварительном договоре купли-продажи на единственного участника вновь создаваемого ООО, а также на то, каким составом активов/лицензий создаваемое ООО должно обладать, т.е. идентификация возможна, но по иным признакам, чем в обычной практике.
Насколько конструкция предварительного договора купли-продажи юридически возможна/корректна (допускается судебной практикой) в отношении общества, которое на момент заключения указанного договора не создано (на момент подписания предварительного договора ООО не существует)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Предварительный договор об отчуждении доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, которое еще не создано, не противоречит закону.

Обоснование позиции:
Граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, свобода которых ограничивается лишь необходимостью соблюдения требования о соответствии договора обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения (п. 2 ст. 1, п.п. 1, 2, 4 ст. 421, ст. 422 ГК РФ).
По смыслу п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 67 ГК РФ, ст.ст. 8, 14 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО) доля в уставном капитале ООО представляет собой способ закрепления за лицом определенного объема имущественных и неимущественных прав и обязанностей участника такого общества. Применительно к категориям объектов гражданских прав, приведенных в ст. 128 ГК РФ, доля в уставном капитале ООО относится к понятию "иное имущество" (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2014 г. N 3640/14).
Переход доли в уставном капитале ООО к одному или нескольким участникам этого общества либо к третьим лицам допускается на основании сделки или в порядке правопреемства либо на ином законном основании с учетом особенностей, предусмотренных ГК РФ и Законом об ООО. Продажа либо отчуждение иным образом доли в уставном капитале ООО третьим лицам допускается, если это не запрещено уставом общества (п.п. 1, 2 ст. 21 Закона об ООО, п.п. 1, 2 ст. 93 ГК РФ).
Ни Гражданский кодекс РФ, ни Закон об ООО не содержат положений, прямо регулирующих отношения, возникающие при отчуждении доли в уставном капитале ООО.
Поскольку в результате уступки доли в ООО происходит замена стороны в корпоративном правоотношении, ранее юридической литературе и правоприменительной практике было распространено мнение, что на отчуждения доли в ООО, распространяются правила цессии. В настоящее время в судебной практике широко распространен подход, согласно которому доля участника в уставном капитале общества рассматривается как имущественное право, а к правоотношениям по его отчуждению, руководствуясь п. 4 ст. 454 ГК РФ, применяются нормы параграфа 1 главы 30 ГК РФ о купле-продаже (смотрите, например, постановления Арбитражного суда Московского округа от 22.01.2015 N Ф05-14449/14 по делу N А40-33044/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.11.2015 N 09АП-47039/15, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2015 N 19АП-3078/15).
Положения ГК РФ предусматривают возможность как купли-продажи еще несуществующей вещи - товара, который будет создан или приобретен продавцом в будущем (п. 2 ст. 455 ГК РФ), так и совершения уступки будущего требования (ст. 388.1 ГК РФ).
По предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором (ст. 429 ГК РФ). Предварительный договор относится к организационным видам договоров, его предметом является только обязательство сторон по поводу заключения будущего договора. В п. 14 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 указано, что использование юридической конструкции предварительного договора передачи имущества имеет своей целью юридически связать стороны еще до того, как у контрагента появится право на необходимую для исполнения вещь, с тем, чтобы в установленный им срок восполнить отсутствие условия, необходимого для заключения основного договора.
То, что лицо, ввиду невозможности или недобросовестности, может и не исполнить свое обязательство по предварительному договору о заключении основного договора (не станет в установленный срок собственником вещи, подлежащей передаче, или, став им, уклонится от заключения основного договора), в принципе не может рассматриваться в качестве основания для признания предварительного договора недействительным, поскольку подобные обстоятельства могут иметь место на стадии исполнения, но никак не заключения предварительного договора. В свою очередь, контрагент может в судебном порядке потребовать либо взыскания убытков, причиненных незаключением основного договора, либо принудительного заключения договора.
Принимая во внимание эти разъяснения, руководствуясь принципом свободы договора, учитывая, что гражданское законодательство не содержит норм, запрещающих заключение предварительных договоров об отчуждении доли ООО, которое еще не создано, можно сделать вывод, что такой договор не противоречит закону, однако при его заключении стороны должны учитывать следующее.
Если сторонами заключен договор, поименованный ими как предварительный, в соответствии с которым они обязуются заключить в будущем на предусмотренных им условиях основной договор о продаже недвижимого имущества, которое будет создано или приобретено в последующем, но при этом предварительный договор устанавливает обязанность приобретателя имущества до заключения основного договора уплатить цену недвижимого имущества или существенную ее часть, суды должны квалифицировать его как договор купли-продажи будущей недвижимой вещи с условием о предварительной оплате (п. 8 Постановления N 54, постановления АС Северо-Кавказского округа от 06.06.2016 N Ф08-2673/16, АС Северо-Западного округа от 06.06.2016 N Ф07-745/16, АС Московского округа от 03.06.2016 N Ф05-7296/16).
В судебной практике есть примеры решений, в которых суд указал, что не является предварительным договором по смыслу ст. 429 ГК РФ названный сторонами предварительным договор купли-продажи акций еще не созданного общества, в котором предусмотрена обязанность покупателя при заключении предварительного договора уплатить деньги, которые будут засчитаны в счет уплаты цены акций по договору купли-продажи акций (смотрите, например, Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 05.04.2016 г. по делу N 33-2502/2016). Таким образом, во избежании квалификации предварительного договора об отчуждении доли в уставном капитале как, например, договора купли-продажи доли с условием о предварительной оплате, такой договор не должен содержать условие об оплате приобретаемой по основному договору доли.
Согласно п. 3 ст. 429 ГК РФ предварительный договор должен содержать условия, позволяющие установить предмет, а также условия основного договора, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение при заключении предварительного договора.
В п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2011 N 54 указано, что индивидуализация предмета договора купли-продажи будущей недвижимой вещи может быть осуществлена путем указания не кадастрового номера, а иных сведений, позволяющих установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, таких как местонахождение возводимой недвижимости, ориентировочная площадь будущего здания или помещения, иные характеристики, свойства недвижимости, определённые, в частности, в соответствии с проектной документацией. В случае если в тексте договора купли-продажи недвижимой вещи недостаточно данных для индивидуализации проданного объекта недвижимости, то такой договор не может быть признан незаключенным лишь на этом основании, если объект надлежащим образом индивидуализирован, например, в акте приёма-передачи, составленном сторонами во исполнение заключённого ими договора.
По нашему мнению, приведенными разъяснениями можно руководствоваться при описании в предварительном договоре предмета будущего договора купли-продажи доли еще несозданного общества, а именно в отсутствие данных о государственной регистрации ООО, о продаже доли которого договариваются стороны, в предварительном договоре необходимо как можно более подробно указать иные сведения, идентифицирующие общество (например фирменное наименование, местонахождение, виды деятельности, размер уставного капитала, способ его формирования, данные об участниках и т.д.), и, собственно, предмет купли-продажи (размер долей в уставном капитале, его владельцев). В случае, если указанных в предварительном договоре данных будет недостаточно для идентификации предмета договора, а также его условий, существует риск признания такого договора незаключенным (смотрите, например, определение СК по гражданским делам Московского областного суда по делу N 33-766/2010).
Также необходимо иметь в виду, что предварительный договор об отчуждении доли в уставном капитале ООО, заключаемый участником общества с третьим лицом, должен быть нотариально удостоверен. Несоблюдение обязательной нотариальной формы предварительного договора сделки по отчуждению доли в уставном капитале общества влечет за собой его недействительность, такая сделка является ничтожной (п.п. 2, 3 ст. 163 ГК РФ, п. 11 ст. 21 Закона об ООО)*(1).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Аносова Юлия

Ответ прошел контроль качества

11 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) По этому вопросу также рекомендуем ознакомиться с материалом, размещенным в системе Гарант: Вопрос: Должен ли быть нотариально удостоверен предварительный договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО, заключаемый участником общества с третьим лицом? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2013 г.).

 

Все консультации данной рубрики