Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
23.12.2011
- Учреждение заключило договор, предметом которого является выполнение работ по благоустройству территории. Данные работы включают в себя: ремонт дороги с уширением, устройство тротуаров и стоянки для автомашин, установка бортового камня, устройство коврового покрытия под спортивную площадку (осуществляются по одному договору). Работы проводятся на закрепленной за учреждением территории, однако отдельных объектов нефинансовых активов (дорог, тротуаров и т.п.) на балансе учреждения не числится и по завершении работ принятие к учету подобных объектов не планируется.
Можно ли расходы по договору отнести на подстатью 226 КОСГУ?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оплате договора (контракта) на выполнение работ по благоустройству территории учреждения в данном случае могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме.
Обоснование вывода:
По мнению специалистов уполномоченных органов, под расходами на внешнее благоустройство следует понимать расходы, которые не связаны напрямую с коммерческой деятельностью организации, направлены на создание удобного, обустроенного с практической и эстетической точки зрения пространства на территории организации. В то же время в действующем законодательстве в настоящее время не содержится определения понятия "благоустройство территории".
Соответственно, и "Указаниями...", утвержденными приказом Минфина России от 28.12.2010 N 190н (далее - Указания N 190н), расходы по благоустройству территории на какую-либо статью (подстатью) КОСГУ прямо не отнесены.
В последние годы в специализированной литературе нередко можно встретить мнение отдельных специалистов, согласно которому расходы по оплате договоров на оказание услуг по благоустройству относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ*(1). Эта же позиция находила отражение и в правовых актах отдельных публично-правовых образований*(2).
Вместе с тем сама по себе такая правовая позиция не может приниматься учреждением за правило - в каждом конкретном случае принятию определенного решения должен предшествовать анализ осуществляемых операций.
Дело в том, что в соответствии с Указаниями N 190н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания хозяйственной операции, определяемой предметом договора (контракта).
При этом операции по созданию объектов, производству работ и оказанию услуг, направленные на благоустройство территории, по своему экономическому содержанию могут быть абсолютно различны и, соответственно, относиться на разные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Так, например, ремонт дорог, состоящих на балансе учреждения, обоснованно может рассматриваться в качестве работ по содержанию имущества, оплата которых должна производиться за счет подстатьи 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ. А устройство тротуаров и стоянок для автомашин при определенных обстоятельствах вполне может рассматриваться в качестве создания объектов основных средств, а следовательно, соответствующие расходы могут относиться на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ*(3).
Полагаем, что требованиям действующего бюджетного законодательства будет соответствовать только такой подход, согласно которому в целях применения положений Указаний N 190н будет оцениваться экономическое содержание каждой хозяйственной операции, осуществляемой при благоустройстве территории (конечно, если они не включены в общую смету работ, которые будет выполнять подрядная организация). Данная правовая позиция находила отражение и в правовых актах отдельных публично-правовых образований в прошлые годы*(4).
В рассматриваемом случае необходимо учитывать, что производимые работы по благоустройству территории не связаны с содержанием имущества учреждения и не направлены на создание объектов нефинансовых активов. Учитывая данный факт, указанные в вопросе расходы по благоустройству обоснованно могут быть отнесены на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ в полном объеме в качестве расходов по оплате работ, не отнесенных на другие подстатьи статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
Обратите внимание: выбранный в Вашем учреждении способ заключения договоров на выполнение работ в целях благоустройства территории, закрепленной за учреждением, не исключает рисков возникновения разногласий с органами финансового контроля по вопросам обоснованности применения бюджетной классификации. Более того, при определенных обстоятельствах под сомнение может быть поставлена обоснованность решения, в соответствии с которым объекты благоустройства, ранее находившиеся на территории учреждения, а также созданные в ходе работ, упоминаемых в вопросе, не были учтены в составе нефинансовых активов.
Именно поэтому специалисты Минфина России постоянно указывают на то, что понятие "благоустройство" слишком широко, чтобы указать на экономическое содержание расходов, и рекомендуют при применении бюджетной классификации исходить из экономического содержания отдельных хозяйственных операций, осуществляемых в целях благоустройства территорий.
Впрочем, руководствуясь приведенными выше аргументами, при необходимости, Ваше учреждение, вероятно, сможет доказать обоснованность применения в данном случае подстатьи 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ. Напомним, что ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
государственный советник РФ 3 класса Семенюк Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Пименов Владимир
6 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например, следующие материалы:
- "Ревизии и проверки бюджетных учреждений. Что должен знать бухгалтер?" (издание дополненное, под общ. ред. Ю.А. Васильева). - "Аюдар Пресс", Система ГАРАНТ, 2010 г.;
- "Обустраиваем территорию вблизи спортивного комплекса" (С. Валова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.);
- "Расходы бюджетных учреждений на благоустройство территории" (М. Волчкова, "Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2009 г.);
- "Учет расходов по благоустройству парков" (Т. Обухова, "Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.);
- "Благоустройство территорий, прилегающих к учреждению" (Т. Сильвестрова, "Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 6, июнь 2008 г.);
- "Особенности бюджетного учета отдельных видов основных средств в учреждениях здравоохранения" (Л.П. Воробьева, "Советник бухгалтера в здравоохранении", N 4, май-июнь 2008 г.).
*(2) Смотрите, например, п. 1 "Перечня мероприятий..." (приложение N 1 к Городской целевой программе, утвержденной постановлением Администрации города Димитровграда Ульяновской области от 26.08.2010 N 2844).
*(3) Вопрос: В соответствии со статьей 37 Закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности. Пунктом 94 приказа МЧС России от 18 июня 2003 г. N 313 "Об утверждении правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (далее - Приказ N 313) предусмотрено, что при наличии на территории объекта или вблизи него естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием для установки... ("Бюджетный учет", N 4, апрель 2011 г.).
*(4) Смотрите, например:
- распоряжение Администрации Колпинского района Санкт-Петербурга от 09.08.2010 N 509-р;
- Приложение N 7 к решению Орловского городского Совета народных депутатов от 24.12.2009 N 56/915-ГС.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним