Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Трудовое право

28.11.2016
ВОПРОС:
Водители грузовых автомобилей, перевозящие ГСМ, организацией постоянно направляются в командировки. Условия их труда являются вредными (опасными). Работникам установлена пятидневная рабочая неделя с выходными в субботу и воскресенье. Работники регулярно осуществляют поездки в другой регион с целью перевозок ГСМ от поставщика. Поездки оформляются как командировки. Поездки могут приходиться и на выходные дни сотрудника. Иногда у них получается переработка во времени. Например, сотрудник вернулся из командировки 15-го числа в 2 часа и этого же числа в 23 часа направляется снова в командировку. Другой пример: сотрудник вернулся из командировки 15-го числа в 23 часа и направляется в командировку 16-го числа в 5 часов. Суммированный учет рабочего времени указанных работников в организации не установлен, графики работы не составляются.
Каким образом с точки зрения трудового законодательства должны быть оформлены трудовые отношения с этими работниками в части осуществления ими указанных поездок? Какой режим труда и отдыха необходимо им установить? Как следует оплачивать их работу и возмещать им расходы, связанные с указанными поездками?
ОТВЕТ:

Прежде всего отметим, что в соответствии с частью первой ст. 166 ТК РФ под служебной командировкой понимается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. При этом положения данной нормы особо оговаривают, что служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются.
Трудовой кодекс РФ не раскрывает содержание понятия "разъездной характер работы" или "работа, осуществляемая в пути". Тем не менее в отраслевых актах изложены определенные указания относительно того, что считать тем или иным характером работы (смотрите, например, расшифровку сноски *(1) к п. 2 Инструкции об организации служебных командировок военнослужащих войск гражданской обороны и сотрудников государственной противопожарной службы в системе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденной приказом МЧС РФ от 10.01.2008 N 3; п. 1 и п. 2 Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87, смотрите также определение Свердловского областного суда от 01.11.2011 N 33-15672/2011).
На основании указанных документов, на наш взгляд, можно сделать вывод, что разъездная работа характеризуется необходимостью для работника перемещаться из одной географической точки в другую для выполнения определенного задания, при этом у сотрудника нет постоянного, стационарного рабочего места, но есть возможность ежедневного возвращения к месту жительства. К разъездной работе относится, например, работа курьера, страхового агента, торгового представителя, почтальона. К работе же в пути относится работа, выполняемая при движении какого-либо транспортного средства, при этом работник может как управлять этим движением, так и не иметь никакого влияния на него. В пути работают, например, проводники, стюардессы, экспедиторы, водители.
В рассматриваемой ситуации, как это следует из вопроса, работа водителя заключается в управлении движущимся транспортным средством и регулярной перевозке грузов на дальние расстояния, поэтому его работа носит характер осуществляемой в пути. Аналогичное положение содержится в приложении N 2 к постановлению Совета Министров РСФСР от 12.12.1978 N 579 "Об утверждении перечней профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков", где водители грузовых автомобилей, работающие на регулярных междугородных перевозках, отнесены к работникам, постоянная работа которых протекает в пути.
В свою очередь, из части второй ст. 57 и части второй ст. 168.1 ТК РФ следует, что перечень работ, профессий, должностей, выполнение обязанностей по которым производится в пути, должен быть закреплен в коллективном договоре, соглашении или локальных нормативных актах организации, а указание на такой характер работы должно содержаться в трудовых договорах конкретных сотрудников. Поэтому в рассматриваемом случае организации следует дополнить соответствующими положениями коллективный договор (ст. 44 ТК РФ) или принять соответствующие локальные нормативные акты (ст. 8 ТК РФ), а также внести изменения в трудовые договоры с сотрудниками путем заключения дополнительных соглашений к ним (ст. 72 ТК РФ).
При этом необходимо иметь в виду, что поскольку поездки работников, работа которых осуществляется в пути, служебными командировками не являются, то им должен выплачиваться не средний заработок, как это предусмотрено ст. 167 ТК РФ, а текущая заработная плата с учетом всех доплат и надбавок в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.
В отношении рабочего времени и времени отдыха сотрудников, указанных в вопросе, отметим, что согласно ст. 100 ТК РФ режим рабочего времени должен предусматривать, в том числе, продолжительность рабочей недели, продолжительность ежедневной работы (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, чередование рабочих и нерабочих дней.
Как следует из информации, изложенной в вопросе, в рассматриваемом случае работникам установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями в субботу и воскресенье, однако время начала и окончания работы для каждого из таких сотрудников при каждой конкретной перевозке на протяжении рабочей недели является различным, а следовательно, различается и продолжительность их рабочих смен. Кроме того, работники привлекаются к выполнению работы в субботу и воскресенье.
В связи с изложенным по смыслу ст. 100 ТК РФ таким работникам должен быть составлен график, в котором должны четко определяться начало, окончание, продолжительность их рабочих смен, чередование рабочих и нерабочих дней. При этом следует учитывать, что согласно части второй ст. 329 ТК РФ режим рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей регулируется как общими положениями трудового законодательства, так и специальными нормами, содержащимися в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденном приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (далее - Положение).
В соответствии же с п. 3 Положения особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные данным Положением, являются обязательными при составлении графиков работы (сменности) водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться также с учетом норм Положения. А при направлении водителей в дальние рейсы, при которых водитель за установленную графиком работы (сменности) продолжительность ежедневной работы не может вернуться к постоянному месту работы, работодатель должен установить водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля с учетом норм Положения (п. 5 Положения).
В связи с этим следует принимать во внимание то, что для водителей, которым установлена пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов (п. 7 Положения). При невозможности соблюсти указанную продолжительность рабочей смены водителю должен быть установлен суммированный учет рабочего времени с тем, чтобы за учетный период, который не может быть более одного месяца, количество отработанных водителем часов не превышало нормального для данного периода числа рабочих часов (ст. 104 ТК РФ, п. 8 Положения)*(1). Причем, учитывая, что в рассматриваемом случае условия труда водителя являются вредными (опасными), нормальное количество рабочих часов за учетный период должно исчисляться исходя из продолжительности рабочей недели в 36 часов (часть первая ст. 92 ТК РФ).
В случае введения суммированного учета рабочего времени продолжительность рабочей смены водителя может быть увеличена до 10 часов, а в случае осуществления междугородних перевозок - до 12 часов, если это необходимо для того, чтобы дать водителю возможность добраться до соответствующего места отдыха (п.п. 9 и 10 Положения). Если же пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, то согласно п. 10 Положения в рейс направляются два и более водителя. При этом автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя.
Следует отметить, что продолжительность работы водителя не может превышать 12 часов и в том случае, если водитель привлекается к сверхурочной работе за пределами установленной его графиком продолжительности рабочей смены. Это означает, что если продолжительность смены работника по графику составляет 12 часов, то он не может быть привлечен к сверхурочной работе. Исключение составляют ситуации, когда привлечение к сверхурочной работе вызвано обстоятельствами, указанными в частях первой и третьей ст. 99 ТК РФ (п. 23 Положения). Помимо этого, максимальная продолжительность рабочей смены в 12 часов может быть превышена в случае эпизодического привлечения к работе за пределами указанной продолжительности рабочего времени водителя, которому установлен ненормированный режим рабочего времени (п. 14 Положения). Однако такой режим рабочего времени может быть установлен только водителям легковых автомобилей, а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геологоразведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае рабочая смена водителя может охватывать несколько поездок, в том числе и междугородних, но только в том случае, если все эти поездки могут быть осуществлены в течение 12 часов. При этом необходимо учитывать, что в указанное рабочее время включается не только время непосредственного управления автомобилем, но и другие периоды времени, указанные в п. 15 Положения. Само же по себе время непосредственного управления автомобилем по общему правилу не может превышать 9 рабочих часов в течение дня (смены) (п. 16 Положения). Но при суммированном учете рабочего времени дважды в неделю время непосредственного управления автомобилем может быть увеличено до 10 часов при условии, что суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не превысит 90 часов (п. 17 Положения).
В том же случае, если междугородние поездки водителя не могут быть осуществлены в течение одной смены, следует помнить, что продолжительность междусменного отдыха водителей по общему правилу должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену) (п. 25 Положения).
В связи с этим график работы водителей должен составляться таким образом, чтобы количество часов между окончанием одной рабочей смены и началом следующей было не менее двойного количества рабочих часов в предыдущей смене водителя.
Также график работы водителя должен предусматривать предоставление ему выходных дней (еженедельного непрерывного отдыха), которые должны следовать непосредственно за междусменным отдыхом (п. 26 Положения). При суммированном учете рабочего времени выходные дни могут устанавливаться в различные дни недели согласно графикам работы, при этом число выходных дней в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца (п. 27 Положения).
Привлечение водителя к работе в выходной день, установленный для него графиком работы (сменности), производится в случаях, предусмотренных ст. 113 ТК РФ, с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя, в других случаях - с его письменного согласия по письменному распоряжению работодателя и с учетом мнения представительного органа работников (п. 28 Положения). При этом часы, отработанные работником в свой выходной день, сверхурочными не являются и оплачиваются в порядке, предусмотренном ст. 153 ТК РФ.
Работникам, осуществляющим работу в пути, так же, как и командированным работникам, возмещаются расходы по проезду, расходы по найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие), а также иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя (часть первая ст. 168.1 ТК РФ). По своей природе выплачиваемая в связи с указанной статьей компенсация имеет иную природу, нежели надбавка к заработной плате, установленная в связи с работой водителя в пути. Последняя, по смыслу части первой ст. 129 ТК РФ, является составной частью заработной платы работника за особый характер работы и носит фиксированный характер. Поэтому в случае установления такой надбавки работодатель не будет освобожден от обязанности помимо ее выплаты произвести компенсацию расходов сотрудником, понесенных работником при работе в пути.
В заключение отметим, что размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, работа которых осуществляется в пути, согласно части второй ст. 168.1 ТК РФ устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами или трудовым договором. Это означает, что работодатель может самостоятельно установить в локальном нормативном акте или работники и работодатель могут самостоятельно согласовать в коллективном или трудовом договоре правила о порядке выплаты суточных в том случае, если на один календарный день приходятся окончание и начало двух разных поездок работника.*(2)

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Ответ прошел контроль качества

7 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно части четвертой ст. 104 ТК РФ порядок введения суммированного учета рабочего времени устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка. Использованная законодателем формулировка означает, что в этих правилах достаточно определить, в каком порядке, то есть кем и с помощью какого документа, вводится суммированный учет. Однако возможен и такой вариант, когда суммированный учет вводится самими правилами внутреннего трудового распорядка. Тогда непосредственно в правилах нужно указать продолжительность учетного периода и перечислить категории работников, в отношении которых ведется суммированный учет их рабочего времени. Факт установления суммированного учета и правила его ведения отражать в трудовых договорах не требуется. Поэтому ввести такой учет либо изменить порядок его ведения (например поменять продолжительность учетного периода) работодатель может без согласования с работниками и подписания дополнительных соглашений. Однако изменение режима рабочего времени, повлекшее за собой необходимость введения суммированного учета, должно быть осуществлено в порядке, предусмотренном для изменения определенных сторонами условий трудового договора (ст. 72 и ст. 74 ТК РФ).
*(2) Обращаем Ваше внимание на то, что порядок выплаты суточных при совпадении в одном календарном дне возвращения сотрудника из одной командировки и убытия его в другую командировку также не урегулирован законодательством: положения об этом отсутствуют как в ст.ст. 166-168 ТК РФ, так и в Положении об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденном постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 N 749 (далее - Положение N 749). Поэтому на практике этот вопрос может решаться двояко. В одних случаях сотрудникам выплачиваются суточные в двойном размере на основании того, что суточные должны быть выплачены за каждый день нахождения в командировке (п. 11 Положения N 749), а день окончания одной командировки в этом случае является одновременно и днем начала другой командировки (смотрите, например, А.В. Стегно "Две командировки в один день" ("Зарплата", N 11, ноябрь 2012 г.)). В других случаях суточные выплачиваются в одинарном размере на основании того, что суточные по смыслу п. 11 Положения N 749 представляют собой компенсацию расходов за нахождение работника вне места его жительства более 24 часов (смотрите, например, М. Тарловская "Особенности учета суточных при командировках" ("Финансовая газета. Региональный выпуск", N 40, октябрь 2009 г.)). Однако в первом из двух случаев не исключено возникновение определенных налоговых рисков.

 

Все консультации данной рубрики