Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

29.11.2016
ВОПРОС:
Бюджетному учреждению направлено постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора в размере 50 тысяч рублей за неисполнение исполнительного документа неимущественного характера. Срок уплаты исполнительского сбора не указан.
В какой срок должен быть уплачен исполнительский сбор? Подпадает ли взыскание исполнительского сбора под действие части 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений"?
ОТВЕТ:

В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) взыскание исполнительского сбора относится к исполнительным действиям, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель (далее также - судебный пристав).
Согласно ч. 1 ст. 112 Закона N 229-ФЗ исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. О взыскании исполнительского сбора судебным приставом выносится постановление (ч.ч. 6, 15 ст. 30, ч. 2 ст. 112 Закона N 229-ФЗ).
Частью 1 ст. 7 Закона N 229-ФЗ определено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами. Указанные органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в ст. 12 Закона N 229-ФЗ, в порядке, установленном этим федеральным законом и иными федеральными законами (ч. 2 ст. 7 Закона N 229-ФЗ).
В силу п. 7 ч. 1 ст. 12 Закона N 229-ФЗ к исполнительным документам относятся постановления судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч. 1 ст. 6 Закона N 229-ФЗ законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Закон N 229-ФЗ не содержит норм, освобождающих бюджетные учреждения от исполнения требований, содержащихся в постановлении судебного пристава, в том числе об уплате исполнительского сбора.
Пунктом 1 ч. 20 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ (далее - Закон N 83-ФЗ) предусмотрено, что обращение взыскания на средства бюджетных учреждений осуществляется, в частности, на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте РФ, а также в соответствии с установленными законодательством РФ требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
Как видим, приведенная норма не называет в числе исполнительных документов, на основании которых обращается взыскание на средства бюджетных учреждений, постановление судебного пристава-исполнителя.
В письме от 31.07.2014 N 42-7.4-05/9.3-474 Федеральное казначейство указало, что положения Закона N 229-ФЗ, за исключением его ст. 13, не могут быть применены к правоотношениям в связи с исполнением судебных актов (исполнительных документов) по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета, организация исполнения которых осуществляется в порядке статей 242.3-242.5 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) и ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ. В письме также отмечается, что постановления судебного пристава-исполнителя не могут являться документами, подтверждающими возникновение денежного обязательства у бюджетного учреждения при представлении заявки на кассовый расход для перечисления средств на депозитный счет подразделения службы судебных приставов в счет оплаты исполнительного документа, находящегося на исполнении в органе Федерального казначейства.
Приведенная правовая позиция основана в том числе на нормах ст. 239 и главы 24.1 БК РФ, в силу которых обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по общему правилу производится только на основании судебных актов в порядке, который установлен названной главой; обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ службой судебных приставов не производится.
Однако в судебной практике сложился иной правовой подход к решению вопроса о правомерности обращения взыскания на денежные средства государственных (включая бюджетные) учреждений, находящиеся на лицевых счетах, открытых в органах Федерального казначейства и иных финансовых органах, на основании постановления судебного пристава-исполнителя. Этот подход основан, в частности, на разъяснениях, приведенных в п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 17.05.2007 N 31, согласно которым в случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 БК РФ), соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном ст.ст. 242.3-242.5 БК РФ.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.07.2001 N 13-П квалифицировал исполнительский сбор как штрафную санкцию, указав, что ему присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Руководствуясь этой правовой позицией, суды указывают, что действующее законодательство об исполнительном производстве не содержит положений, которые устанавливали бы исключения в части возможности взыскания исполнительского сбора для должников, являющихся государственными учреждениями (включая бюджетные). Как и прочие должники, такие учреждения обязаны исполнять требования исполнительных документов и нести установленную в том числе ст. 112 Закона N 229-ФЗ ответственность за их неисполнение в добровольном порядке. Поэтому отказ органов, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов должника, от исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора является незаконным (смотрите, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 08.07.2016 N Ф08-4399/16 (определением ВС РФ от 26.09.2016 N 308-КГ16-11639 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ отказано), АС Поволжского округа от 12.01.2016 N Ф06-4233/15 (определением ВС РФ от 12.04.2016 N 306-КГ16-2883 в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ отказано), АС Северо-Западного округа от 18.03.2016 N Ф07-251/16, АС Волго-Вятского округа от 24.04.2015 N Ф01-1273/15, АС Центрального округа от 16.03.2015 N Ф10-520/15, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2016 N 14АП-3147/16, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2015 N 13АП-3739/15).
Отметим, что обозначенный правовой подход сформулирован еще до 01.07.2012, то есть в период, когда бюджетные учреждения являлись получателями бюджетных средств (ч. 13, п. 1 ч. 19 ст. 33 Закона N 83-ФЗ). Однако, как видно из судебной практики, он сохраняет актуальность и в настоящее время. Обоснованность такого подхода применительно к бюджетным учреждениям, на наш взгляд, обусловлена в том числе тем, что по смыслу абзацев четвертого и шестого ст. 6, п.п. 4, 6 ч. 6 ст. 21, ст. 78.1 БК РФ денежные средства, находящиеся на лицевом счете бюджетного учреждения, не являются средствами бюджетов бюджетной системы РФ, а следовательно, к обращению взыскания на такие средства во внесудебном порядке не должны применяться правила ст. 239 и главы 24.1 БК РФ. Положения ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ, хотя и не упоминают в числе исполнительных документов, на основании которых обращается взыскание на средства бюджетных учреждений, постановление судебного пристава-исполнителя не исключают возможности взыскания исполнительского сбора за счет денежных средств, находящихся на лицевом счете бюджетного учреждения, учитывая специальный характер норм Закона N 229-ФЗ.
Отметим, что особенности взыскания исполнительского сбора с бюджетного учреждения-должника определены пп. 5.9.2 п. 5.9 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утверждены ФССП России 07.07.2014). Исходя из содержания этого подпункта исполнительский сбор с бюджетного учреждения (далее также - учреждение) может быть взыскан судебным приставом только за счет наличных денежных средств либо денежных средств, находящихся в учреждении Центрального банка РФ или кредитной организации, в которых бюджетному учреждению-должнику открыты банковские счета. Если такие денежные средства отсутствуют (например, учреждение осуществляет расчеты только через лицевой счет, открытый ему в органе Федерального казначейства или ином финансовом органе), исполнительский сбор может быть взыскан за счет движимого имущества, не отнесенного к категории особо ценного движимого имущества соответствующими органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.
Однако названные Методические рекомендации определяют порядок совершения действий судебными приставами-исполнителями и не затрагивают права и обязанности бюджетных учреждений. Кроме того, они не являются нормативным правовым актом. Поэтому, с нашей точки зрения, принимая во внимание описанный выше подход, распространенный в судебной практике, при получении постановления судебного пристава о взыскании с бюджетного учреждения исполнительского сбора такое постановление подлежит исполнению, в том числе путем обращения взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете такого учреждения. Такое взыскание не может рассматриваться как противоречащее требованиям ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Частью 4 ст. 14 Закона N 229-ФЗ предусмотрено, что постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении.
Однако срок исполнения постановления судебного пристава-исполнителя не обозначен в перечне сведений, которые должны быть указаны в этом постановлении (ч. 2 ст. 14 Закона N 229-ФЗ). Также обратим внимание, что отсутствие в исполнительном документе, поступившем на исполнение, указания на срок, в течение которого он должен быть исполнен, не является основанием для возврата такого исполнительного документа в соответствии с положениями ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ.
Пунктом 7 ч. 20 ст. 30 Закона N 83-ФЗ предусмотрено, что бюджетное учреждение - должник в течение 30 рабочих дней со дня получения уведомления о поступлении исполнительного документа представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должника, платежный документ на перечисление средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете должника.
Поэтому мы полагаем, что при получении уведомления о поступлении постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора бюджетное учреждение должно представить в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, платежный документ на перечисление суммы сбора в течение 30 рабочих дней со дня получения такого уведомления. Если постановление о взыскании указанного сбора поступило непосредственно от судебного пристава, следует иметь в виду, что срок для его исполнения нормативными правовыми актами не установлен. Однако, если судебным приставом будет установлен срок для предъявления платежного документа на перечисление исполнительского сбора в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов, при нарушении данного требования бюджетное учреждение и его должностные лица, виновные в совершении правонарушения, могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.14 КоАП РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

10 ноября 2016 г.

 

Все консультации данной рубрики