Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
01.12.2016
- В адрес организации направлено требование налогового органа о представлении документов в рамках проведения камеральной проверки третьего лица.
Является ли требование налогового органа обоснованным в части представления сведений, не касающихся деятельности проверяемого третьего лица? Каковы налоговые последствия в случае непредставления указанных сведений?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации организация вправе не представлять в налоговый орган сведения, не касающиеся деятельности проверяемого третьего лица.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
Следует обратить внимание, что нормами ст. 93.1 НК РФ четко не определено, распространяется ли данное право налогового органа лишь на непосредственных контрагентов или же действует также применительно к контрагентам второго, третьего и последующих звеньев.
Согласно позиции Минфина России условиями реализации права налогового органа на истребование документов (информации) в соответствии с нормами ст. 93.1 НК РФ является наличие у любого третьего лица, а не только у контрагента документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (конкретной сделки) (смотрите письмо Минфина России от 10.05.2012 N 03-02-07/1-116).
Соответственно, налоговый орган вправе требовать представления документов, даже если они не касаются взаимоотношений с проверяемой организацией.
Аналогичной позиции придерживаются и суды. В определении от 20.02.2015 N 305-КГ14-7282 по делу N А40-172004/2013 Верховный суд РФ указал, что налоговым органом соблюдены требования ст. 93.1 НК РФ, поскольку документы истребовались в рамках камеральной проверки декларации по НДС, а из информации, отраженной в требовании, прослеживается цепочка взаимодействия контрагентов с проверяемым налогоплательщиком. Он также отметил, что положения ст.ст. 82, 93, 93.1 и 89 НК РФ не содержат оснований для ограничения или запрета на истребование документов по цепочке сделок, связанных с первичной сделкой, у последующих организаций (контрагентов второго, третьего и последующего звена).
Соответственно, при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также информации относительно конкретной сделки налоговый орган, проводящий проверку, вправе истребовать указанные документы (информацию) у контрагента проверяемого налогоплательщика либо у лица, располагающего документами (информацией), касающимися его деятельности (постановление ФАС ДВО от 15.12.2011 N Ф03-6104/2011 по делу N А51-7061/2011 (определением ВАС РФ от 01.03.2012 N ВАС-1155/12 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано)).
Вместе с тем если истребуемые у организации документы не имеют отношения к деятельности проверяемого налогоплательщика и содержащаяся в них информация не может повлиять на определение размера его налоговых обязательств, то у налоговых органов отсутствуют основания для направления требования о представлении документов данной организации.
Как свидетельствует арбитражная практика, организация вправе не исполнять требование о представлении документов, направленное в рамках налоговой проверки, если документы истребуются об иных лицах, в отношении которых налоговая проверка не проводится (постановления ФАС ВВО от 10.06.2013 по делу N А43-18174/2012 (определением ВАС РФ от 15.10.2013 N ВАС-14062/13 в передаче дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора отказано), постановление ФАС ПО от 02.08.2011 по делу N А65-18729/2010).
Кроме того, следует обратить внимание, что полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной проверки ограничены положениями ст. 88 НК РФ. Так, в соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о его деятельности, имеющихся у налоговых органов.
Согласно п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки инспекция не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено указанной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено НК РФ.
В силу п. 4 ст. 101 НК РФ при вынесении решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки не допускается использование доказательств, полученных с нарушением налогового законодательства.
По мнению судов, при проведении камеральной проверки налоговые органы могут проверять только те документы, которые представлены организацией согласно ст. 88 НК РФ. Что касается документов и информации, полученных в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ, они не могут быть использованы в рамках камеральной проверки, истребовать их недопустимо (п. 8 ст. 88 НК РФ). На это указано в определении ВС РФ от 30.09.2014 N 310-КГ14-2017.
Однако при этом Верховным судом РФ также отмечено, что объем полномочий, предоставленных инспекции, позволяет осуществлять проверку налогоплательщика применительно к различным формам налогового контроля и не лишает возможности проведения выездной налоговой проверки в отношении того налогового периода, который был подвергнут камеральной проверке. В рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у контрагентов или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности налогоплательщика, эти документы и информацию (ст.ст. 89, 93.1 НК РФ) (смотрите также постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 N 17393/10).
Таким образом, по нашему мнению, в рассматриваемой ситуации организация вправе не представлять в налоговый орган сведения, которые непосредственно не относятся к деятельности проверяемого третьего лица.
При этом следует учитывать, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), обязано исполнить его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
8 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним