Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

26.12.2011
ВОПРОС:
Может ли организация, применяющая УСН, продавать товар в Беларусь?
Какие документы при этом необходимо предоставить покупателю - нужен ли счет-фактура?
Надо ли вести раздельный учет товаров, реализуемых на территории РФ, и товаров, продаваемых в Беларусь?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация, применяющая УСН, вправе осуществлять экспортные операции, в том числе продавать товары в республику Беларусь. При этом организация, не являясь плательщиком НДС, счет-фактуру не выставляет и налоговую декларацию по НДС в налоговый орган не представляет.
Вести раздельный учет товаров, реализуемых на территории РФ и продаваемых в Республику Беларусь, нет необходимости.

Обоснование вывода:
Налоговым законодательством определены условия, при соблюдении которых организация вправе применять упрощенную систему налогообложения (ст. 346.12 НК РФ). При этом никаких запретов на осуществление организацией, применяющей УСН, внешнеэкономической деятельности главой 26.2 НК РФ не установлено.
С 1 июля 2010 года вступило в силу приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27.11.2009 N 17 - Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС).
Согласно положениям ТК ТС единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).
В соответствии с п. 1 ст. 212 ТК ТС под экспортом понимается таможенная процедура, при которой товары таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Перемещение товаров внутри Таможенного союза, в соответствии с указанными положениями, не является экспортом, а считается взаимной торговлей.
Вместе с тем в отношении вывоза товаров, реализуемых плательщиками НДС, с территории участника таможенного союза на территорию другого участника таможенного союза употребляется понятие "экспорт".
Документами, регулирующими порядок взимания НДС при вывозе товаров с территории одного государства-участника таможенного союза на территорию другого государства - участника таможенного союза, являются, в частности:
- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе (далее - Соглашение) (Москва, 25 января 2008 г.);
- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе (далее - Протокол о товарах) (Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.).
Приведенными документами установлено, что при осуществлении экспортных операций между организациями стран - членов таможенного союза, организацией экспортером применяется нулевая ставка НДС (ст. 2 Соглашения). Пунктом 1 ст. 1 Протокола о товарах установлено, что при экспорте товаров с территории одного государства - члена таможенного союза на территорию другого государства - члена таможенного союза налогоплательщиком (плательщиком) государства - члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.
В соответствии с п. 2 ст. 346.11 НК РФ организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ, а также НДС, уплачиваемого в соответствии со ст. 174.1 НК РФ). Следовательно, организация, не являющаяся плательщиком НДС в соответствии с законодательством РФ, при реализации товаров, в том числе в Республику Беларусь, нулевую ставку НДС не применяет.
В таком случае, организация, применяющая УСН, при реализации товаров, в частности в Республику Беларусь, счета-фактуры выставлять не должна (письмо Минфина от 22.07.2010 N 03-07-13/1/04).
В письме от 10.05.2011 N АС-4-2/7439@ ФНС России разъясняет, что если выставление (выписка) счета-фактуры не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза, в графах 11 и 12 Заявления (приложение 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, Санкт-Петербург, 11 декабря 2009 г.) указываются реквизиты иного документа, предусмотренного законодательством государства - члена Таможенного союза, в котором содержится стоимость импортируемого товара (в частности, в случае ввоза товара из Российской Федерации, приобретенного у налогоплательщика, не являющегося плательщиком НДС, - любой документ, отражающий стоимость импортируемого товара).
Мы полагаем, что таким документом может быть товарная накладная по форме ТОРГ-12 (утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132). Также не лишним будет предоставить белорусскому покупателю уведомление покупателя о применении продавцом УСН.
Что касается раздельного учета, то такая обязанность установлена в случае, если налогоплательщик осуществляет операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) (п. 4 ст. 149 НК РФ), т.е. для плательщиков НДС. Соответственно, организации, применяющие УСН, не являются плательщиками НДС (п. 2 ст. 346.11 НК РФ) и не обязаны вести раздельный учет операций, осуществляемых на территории РФ, и операций, осуществляемых в рамках внешнеэкономической деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Монако Ольга

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

6 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики