Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

02.12.2016
ВОПРОС:
Казенным учреждением, осуществляющим деятельность в сфере дорожного хозяйства, заключен контракт на выполнение работ по устройству пешеходного перехода и остановочной площадки на автомобильной дороге, находящейся на балансе учреждения в качестве объекта основных средств.
По какой статье КОСГУ следует отразить указанные работы в бюджетном учете? Увеличивают ли эти расходы стоимость автомобильной дороги?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Решение об отнесении расходов к конкретному коду КОСГУ должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.
Расходы по устройству пешеходного перехода и остановочной площадки в равной степени могут быть отнесены как на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (в случае квалификации их в качестве работ по капитальному ремонту или содержанию автомобильной дороги), так и на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (если создание указанных объектов дорожной инфраструктуры будет признано реконструкцией автомобильной дороги).

Обоснование позиции:
Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ..." (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона N 257-ФЗ). Учитывая также положения Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация", пешеходный переход и остановочная площадка являются элементами обустройства дороги.
Напомним, что учитываются элементы дорожного благоустройства в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 45 "Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Введение к Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, утвержденному постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359).
В п. 27 Инструкции N 157н приведен исчерпывающий перечень оснований для изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов:
- достройка;
- дооборудование;
- реконструкция;
- модернизация;
- частичная ликвидация (разукомплектация);
- переоценка объектов нефинансовых активов.
Возможность изменения первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов, числящихся в балансовом учете государственных (муниципальных) учреждений, в иных случаях (в том числе и по результатам текущего, капитального ремонта) применяемой в настоящее время методологией бухгалтерского учета не предусмотрена.
При этом Законом N 257-ФЗ из вышеприведенного перечня оснований для увеличения стоимости объектов основных средств в отношении автомобильных дорог предусмотрена лишь реконструкция автомобильной дороги, представляющая собой комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги.
Понятие капитального ремонта автомобильных дорог раскрыто в Законе N 257-ФЗ, согласно п. 10 ст. 3 которого капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.
В соответствии с ч. 4 ст. 16 Закона N 257-ФЗ конкретные виды работ, входящие в комплекс работ по капитальному ремонту автомобильных дорог, определяются Минтрансом РФ, на который законодателем возложена обязанность по установлению классификации работ по капитальному ремонту автомобильных дорог. Во исполнение данного законоположения приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Классификация). В частности, в пп. 4 п. 4 Классификации к числу мероприятий по капитальному ремонту автомобильных дорог относятся такие мероприятия, как:
- устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями;
- устройство (монтаж) недостающих средств организации и регулирования дорожного движения, в том числе светофорных объектов, на пересечениях автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами, а также в местах пешеходных переходов в одном уровне.
Вопросы отнесения строительных работ к капитальному или текущему ремонту, реконструкции не относятся к компетенции бухгалтерской (финансовой) службы государственного (муниципального) учреждения и окончательно могут быть разрешены только соответствующими техническими специалистами. В то же время обеспечение целевого использования бюджетных средств, средств субсидий и иных целевых средств является одной из функций бухгалтерии (финансово-экономической службы). Поэтому в тех случаях, когда для отнесения расходов на определенный код бюджетной классификации принципиальное значение имеет характер произведенных работ, ответственному сотруднику бухгалтерии желательно в письменном виде перед осуществлением расходов поставить соответствующие вопросы перед руководителем учреждения и (или) профильным структурным подразделением учреждения. И только после получения заключения о квалификации работ в качестве ремонта (капитального или текущего) или реконструкции должны осуществляться кассовые расходы по оплате соответствующих обязательств.
Если же описанный выше порядок работы не соблюдается и сотрудники бухгалтерии (финансово-экономической службы) самостоятельно определяют характер строительных работ с целью отнесения расходов на определенный КБК, то они тем самым, по сути, берут на себя ответственность за возможные последствия такого решения.
При этом, как показывает анализ нормативных актов публично-правовых образований, работы по устройству пешеходного перехода в равной степени могут быть отнесены к капитальному ремонту*(1), реконструкции*(2) или обустройству автомобильной дороги*(3). То же относится и к работам по устройству остановочной площадки, которые в отдельных случаях квалифицируются как капитальный ремонт*(4) либо как реконструкция дороги*(5).
Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной операции.
Так, в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы, связанные с содержанием (обслуживанием, ремонтом) нефинансовых активов, а на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ относятся в том числе расходы по оплате договоров на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию и дооборудование основных средств, которые могут служить основанием для увеличения первоначальной (балансовой) стоимости объекта.
С учетом изложенного расходы по устройству пешеходного перехода и остановочной площадки в равной степени могут быть отнесены как на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ (в случае квалификации их в качестве работ по капитальному ремонту или содержанию автомобильной дороги), так и на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ (если создание указанных объектов дорожной инфраструктуры будет признано реконструкцией автомобильной дороги).
Решение об отнесении расходов к конкретному коду КОСГУ должно основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

8 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите, например:
- постановление администрации Цимлянского городского поселения Цимлянского района Ростовской области от 27.06.2016 N 307 "О внесении изменений в постановление Администрации Цимлянского городского поселения от 30.11.2015 N 365 "Об утверждении Плана реализации муниципальной программы Цимлянского городского поселения "Развитие транспортной системы" на 2016 год";
- Приложение 3 к Закону Санкт-Петербурга от 27.11.2013 N 654-102 "О бюджете Санкт-Петербурга на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
*(2) Смотрите, например:
- постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 24.09.2015 N 6613 "Об утверждении документации по планировке территории в части внесения изменений в проект планировки территории жилого района, прилегающего к улице Восточно-Кругликовской, в Прикубанском внутригородском округе города Краснодара";
- п. 1.10 Приложения 10 к постановлению Администрации муниципального образования город Новороссийск Краснодарского края от 25.03.2016 N 2303 "О внесении изменений в постановление... от 6 февраля 2015 года N 890 "Об утверждении муниципальной программы "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры, социальной сферы в муниципальном образовании город Новороссийск на 2015-2017 годы"...".
*(3) Смотрите, например, пп. 5 п. 4.2 Положения о дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение", утвержденного решением Совета народных депутатов муниципального образования "Дукмасовское сельское поселение" Шовгеновского района Республики Адыгея от 28.11.2014 N 104.
*(4) Смотрите, например, Приложение к постановлению администрации муниципального образования город Краснодар от 30.04.2015 N 3861 "О назначении публичных слушаний в муниципальном образовании город Краснодар".
*(5) Смотрите, например:
- разд. 6.1.7 Программы социально-экономического развития муниципального образования "Город Майкоп" на 2014-2018 годы, утвержденной решением Совета народных депутатов муниципального образования "Город Майкоп" Республики Адыгея от 17.09.2014 N 77-рс;
- постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 26.06.2015 N 4826 "Об утверждении документации по планировке территории (в составе проекта планировки территории и проекта межевания территории) линейного объекта по ул. Октябрьской, от ул. им. Будённого до ул. Северной, в Западном внутригородском округе города Краснодара".

 

Все консультации данной рубрики