Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
06.12.2016
- В настоящее время закупки государственного унитарного предприятия (далее- ГУП) осуществляются по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц". С 01.01.2017 закупки будут осуществляться по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Никаких переходных положений не предусмотрено.
Можно ли ГУП объявлять торги в декабре 2016 года с тем условием, что сами торги пройдут в январе 2017 года?
Можно ли ГУП провести торги в декабре 2016 года, а договор по их итогам заключить в январе 2017 года?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Государственное унитарное предприятие может проводить закупки и размещать извещения о проведении закупок в декабре 2016 года в соответствии с нормами, которыми оно руководствуется в данный момент, независимо от того, что завершение процедур определения контрагента или подписание договоров произойдёт в январе 2017 года.
Обоснование позиции:
Действительно, с 1 января 2017 года государственные и муниципальные унитарные предприятия (далее - предприятия) обязаны осуществлять закупки в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в соответствии с изменениями, внесенными в этот Закон и в Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ) Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ). И действительно, какого-либо переходного периода ни одним из указанных Законом не предусмотрено. Официальных разъяснений по данному вопросу нам найти также не удалось. Поэтому мы можем высказать только своё экспертное мнение по толкованию норм этого Закона.
Полагаем, что в данной ситуации следует обратиться к нормам Гражданского кодекса РФ, на нормах которого основан и Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), и Закон N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона).
Действие гражданского законодательства во времени регулируется ст. 4 ГК РФ. Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие (п. 2 ст. 4 ГК РФ). А согласно п. 1 ст. 422 ГК РФ, который применяется к контрактам, заключаемым в соответствии с Законом N 44-ФЗ, согласно п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 8 ст. 3 Закон N 44-ФЗ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В связи с этим заметим, что ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, устанавливающая переходные положения при вступлении в силу этого Закона, прямо указывала, что он применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе или на официальном сайте РФ после дня вступления в силу этого закона. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона N 44-ФЗ, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено ст. 112 этого Закона. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений, заключенные до дня вступления в силу данного Закона, сохранили свою силу.
Полагаем очевидным, что тот же принцип должен применяться и в данном случае.
Из сказанного можно сделать вывод, что предприятия вправе проводить закупки и заключать договоры, в том числе срок исполнения которых включает 2017 год, в 2016 году по правилам, действующим в этом году, то есть по правилам Закона N 223-ФЗ.
При этом действительно возникает вопрос о закупках, размещение извещений о проведении которых размещается в декабре 2016 года, когда предприятия руководствуются Законом N 223-ФЗ, а завершаются в части определения контрагентов - поставщиком, подрядчиков, исполнителей, а также в части подписания договоров в январе 2017 года.
В этой связи следует учесть, что хотя это не отражено в законе, большинство специалистов исходят из того, что размещение извещения о проведении торгов является односторонней сделкой их организатора. Такое размещение порождает обязанность провести торги (отказаться от их проведения без возмещения участникам ущерба возможно только в определенные законом сроки - п. 3 ст. 448 ГК РФ), а также рассмотреть все направленные заявки в соответствии с правилами, определенными при размещении извещения (смотрите, например, Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Байгушева Ю.В. [и др.] Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть первая: учеб.-практич. комментарий (под ред. Сергеева А.П.). - "Проспект", 2010 г., п. 4 комментария к ст. 448 ГК РФ, С.В. Савина, Правовая природа извещения о проведении конкурса // "Правосудие в Поволжье", N 3, май-июнь 2005 г.; Беляева О.А., Аукционы и конкурсы. Комментарий судебно-арбитражной практики. - "Контракт", "Волтерс Клувер", 2010 г., параграф 1). Такая оценка размещения извещения о проведении торгов присутствует и в судебной практике - смотрите постановление ФАС Московского округа от 19.11.2007 N КГ-А40/11691-07, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10.02.2012 N Ф08-8337/11.
Поэтому мы полагаем, что процедуры размещения заказа, начатые в 2016 году, должны завершаться в 2017 году в соответствии с правилами, действовавшими на момент размещения извещений об их проведении, то есть правилами, определенными Законом N 223-ФЗ.
Заметим, что контролирующие органы ранее придерживались подобного толкования законодательства, видимо, в первую очередь исходя из ст. 4 ГК РФ. Это видно из ранее дававшихся разъяснений, данных в связи со вступлением в действие Закона N 94-ФЗ в письме Минэкономразвития РФ от 05.09.2005 N 13785-АШ/Д07, при том, что норма, аналогичная ч. 1 ст. 112 Закона N 44-ФЗ, была внесена в ст. 64 Закона N 94-ФЗ только 31 декабря 2005 года Федеральным законом от 31.12.2005 N 207-ФЗ. Аналогичный подход был применен ФАС России при исключении из числа способов обеспечения контракта поручительства (http://fas.gov.ru/clarifications/clarifications_30385.html). Однако будет ли применяться тот же подход и в данном случае, мы, разумеется, не можем сказать заранее.
При этом, поскольку в любом случае возникает вопрос о применении к исполнению или изменению договоров, заключенных в рамках указанных закупок, с 1 января 2017 года норм Закона N 44-ФЗ, считаем, что заказчику следует рассмотреть целесообразность включения в проекты договоров, заключаемых по результатам "переходящих" закупок положений, соответствующих Закону N 44-ФЗ.
К сведению:
Обращаем внимание, что Закон N 321-ФЗ вступает в силу с 1 января 2017 года в целом (ст. 4 этого Закона), в том числе пп.пп. "б" и "в" п. 9 ст. 2 данного Закона, дополняющие ст. 112 Закона N 44-ФЗ частями 40 и 41. Таким образом, складывается ситуация, когда нормы, устанавливающие предельный срок для совершения определенных действий, вступают в силу (то есть становятся обязательными к применению) лишь по окончании этого срока. Очевидно, что в данной ситуации имеет место ошибка юридической техники. Заметим, что аналогичная ошибка была допущена при принятии Закона N 44-ФЗ в отношении бюджетных учреждений, которые обязывались к принятию положения о закупке нормами, вступавшими в силу после окончания срока для совершения таких действий (ч. 25 ст. 112, ст. 114 Закона N 44-ФЗ в первоначальной редакции). Впоследствии эта ошибка была исправлена путем переноса даты окончания срока для принятия положения о закупке на 1 апреля 2014 года (пп. "е" п. 45 ст. 46 Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ). Возможно, и в данном случае ошибка будет исправлена законодателем до 31 декабря 2016 года путем внесения изменений в Закон N 321-ФЗ и, соответственно, в Закон N 44-ФЗ. Однако, по мнению специалистов Минэкономразвития России, изложенному в письме от 18.08.2016 N Д28и-2127, положения ч. 40 ст. 112 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 321-ФЗ) обязательны к применению.
Государственные унитарные предприятия обязаны провести мероприятия, необходимые для подготовки к закупкам в новом порядке, подробнее об этом смотрите: Энциклопедия решений. Действия, которые должны совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд с 1 января 2017 года;
- Энциклопедия решений. Разграничение сфер действия законов о закупках унитарным предприятием с 1 января 2017 года.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Каменщиков Александр
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
18 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним