Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

07.12.2016
ВОПРОС:
Российская организация выплачивает иностранной компании из Дании проценты по договору займа. Постоянного представительства датская фирма на территории РФ не имеет.
Нужно ли в данной ситуации удерживать налог на прибыль в РФ? Каков порядок обложения налогом на прибыль аналогичных доходов, выплачиваемых сингапурской организации без представительства?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доход в виде процентов по договору займа, выплачиваемых российской организацией датской организации, не имеющей в РФ постоянного представительства, налогом на прибыль организаций не облагается. Аналогичные выплаты сингапурской фирме, не имеющей постоянного представительства в РФ, могут облагаться налогом на прибыль организаций в РФ с применением налоговой ставки не выше 7,5%.
Российская организация в каждом случае для применения норм международных соглашений должна получить от своих заимодавцев подтверждения, предусмотренные в п. 1 ст. 312 НК РФ.

Обоснование вывода:
На основании п. 1 ст. 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются плательщиками налога на прибыль. В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, являются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ.
К доходам иностранной организации от источников в РФ, подлежащим обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, в частности, относится процентный доход от долговых обязательств любого вида (пп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ). При этом возврат основного долга доходом не является (пп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ) и при налогообложении иностранных организаций не учитывается (ст. 309 НК РФ).
Статья 7 НК РФ предусматривает, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
В отношениях между РФ и Королевством Дании действует Конвенция между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Дания об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (Москва, 8 февраля 1996 г.) (далее - Конвенция). В силу ст. 2 Конвенции она применяется к налогу на прибыль организаций, взимаемому в соответствии с НК РФ.
Пунктом 1 ст. 11 Конвенции определено, что проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые лицу с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, облагаются налогами только в этом другом Государстве, если такое лицо с постоянным местопребыванием обладает правом собственности на проценты. Указанное правило не применяется, в том числе когда лицо, фактически имеющее право на проценты, будучи лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через находящееся там постоянное представительство (п. 3 ст. 11 Конвенции).
Лицо с постоянным местопребыванием в Договаривающемся Государстве означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации или любого другого критерия аналогичного характера. Этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества (ст. 4 Конвенции).
Тем самым доход в виде процентов по договору займа, выплачиваемых российской организацией датской организации, не имеющей в РФ постоянного представительства, в РФ налогом на прибыль организаций не облагается. При этом российская организация - налоговый агент при налогообложении процентных доходов иностранной организации - резидента Королевства Дания вправе применять положения Конвенции при условии представления ей иностранной организацией подтверждения, предусмотренного в п. 1 ст. 312 НК РФ (смотрите также письмо УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049826.1).
Напомним, требование о наличии подтверждения следует из пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ, при этом соответствующее подтверждение устанавливает постоянное местонахождение иностранной организации в государстве, с которым РФ имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения. Оно должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Детально о содержании и иных моментах, на которые следует обратить внимание налоговому агенту, сообщено в письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-08-13/40642.
При предоставлении иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанного подтверждения налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам (письмо Минфина России от 12.02.2016 N 03-08-05/8656).
Согласно же п. 1 ст. 11 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сингапур об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 09.09.2002 (далее - Соглашение) проценты, возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве. Пунктом 2 ст. 11 Соглашения установлено, что проценты могут также облагаться налогом в том Договаривающемся Государстве, в котором они возникают, и в соответствии с законодательством этого государства, но, если получатель является лицом, имеющим фактическое право на проценты, взимаемый таким образом налог не должен превышать 7,5% от общей суммы процентов. Указанные нормы не распространяются на лицо-получателя процентов, если оно осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве, в котором возникают проценты, через расположенное там постоянное представительство (п.п. 5, 6 ст. 11 Соглашения).
С позиции финансового ведомства рассматриваемые проценты подлежат налогообложению в соответствии с п. 2 ст. 11 Соглашения при соблюдении положений ст. 312 НК РФ (письмо Минфина России от 19.10.2015 N 03-08-05/59645). Полагаем, что такое мнение базируется на пп. 4 п. 2 ст. 310 НК РФ и следование ему более безопасно для налогового агента с точки зрения возможных налоговых рисков.

К сведению:
Налоговый агент по итогам отчетного (налогового) периода в сроки, установленные для представления налоговых расчетов ст. 289 НК РФ, представляет информацию о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов за прошедший отчетный (налоговый) период в налоговый орган по месту своего нахождения по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.03.2016 N ММВ-7-3/115@ (п. 4 ст. 310 НК РФ). В рассматриваемом случае получаемые иностранными фирмами проценты признаются доходами от источников в РФ и отражаются налоговым агентом в указанной форме (письма Минфина России от 07.06.2011 N 03-03-06/1/334, от 30.09.2016 N 03-08-13/56982).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

17 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики