Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

08.12.2016
ВОПРОС:
В качестве местонахождения общества при регистрации в 2010 году указано место расположения исполнительного органа. Данный адрес указан в уставе, в сведениях ЕГРЮЛ. Общество поставлено на учет в соответствующем налоговом органе и исполняет свои обязательства по обязательным платежам по месту постановки на учет.
По указанному адресу общество имеет заключенный с собственником договор возмездного оказания услуг (не договор аренды), согласно которому по указанному адресу располагается его единоличный исполнительный орган, а также осуществляется связь с исполнительным органом общества. Вся корреспонденция по указанному адресу принимается представителем общества, осуществляется связь с контролирующими органами. По этому адресу организация фактически не располагается. Налоговый орган в устном порядке настаивает на наличии договора аренды.
При этом общество имеет еще несколько обособленных подразделений, зарегистрированных в установленном порядке в пределах г. Москвы, а также в других регионах России. Почтовые направления могут направляться как по месту нахождения общества, так и по месту нахождения обособленных подразделений.
Обязано ли общество иметь договор аренды по указанному в ЕГРЮЛ адресу (месту нахождения) для размещения исполнительного органа? Каковы возможные претензии контролирующих органов?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Отсутствие договора аренды помещения, адрес которого указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса юридического лица, само по себе не является нарушением.

Обоснование вывода:
В силу п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (смотрите также п. 1 ст. 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", далее - Закон N 129-ФЗ). Место нахождения юридического лица подлежит обязательному указанию в его учредительных документах и в едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) (п. 5 ст. 54 ГК РФ).
Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ в ЕГРЮЛ должен указываться и адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (ст. 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя (смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица"). По смыслу п.п. 2, 3 ст. 54 ГК РФ, пп. "в" п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, является адресом постоянно действующего исполнительного органа (иного органа или лица в соответствующих случаях), по которому осуществляется связь с юридическим лицом.
Закон не указывает, что объект недвижимости (например помещение), адрес которого указан в ЕГРЮЛ в качестве адреса юридического лица, должен принадлежать этому юридическому лицу на праве собственности либо использоваться на основании договора, заключенного юридическим лицом с собственником либо иным законным владельцем такого объекта. Поэтому в рассматриваемой ситуации то обстоятельство, что юридическим лицом не заключен договор аренды (или, например, договор безвозмездного пользования) в целях пользования упомянутым в вопросе помещением, само по себе не свидетельствует о каком-либо нарушении и не является основанием для привлечения организации и ее должностных лиц к ответственности. Правовых оснований для предъявления сотрудником налогового органа указанного в вопросе требования нормативные акты также не предусматривают.
Вместе с тем, как следует из разъяснений Пленума ВАС РФ, приведенных в упомянутом выше постановлении, а также правоприменительной практики, при описанных обстоятельствах значение имеет прежде всего достоверность содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об адресе юридического лица. Неблагоприятные последствия для юридического лица в рассматриваемой ситуации могут наступить, если налоговым органом будет установлена и задокументирована недостоверность этих сведений, в частности то обстоятельство, что по указанному адресу отсутствуют руководитель организации и ее работники. Однако однозначно оценить вероятность наступления таких последствий в рамках этой консультации не представляется возможным.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Место нахождения, адрес юридического лица;
- Энциклопедия решений. Последствия несовпадения юридического и фактического адреса юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Армянинова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

15 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

 

Все консультации данной рубрики