Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

08.12.2016
ВОПРОС:
В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вправе ли государственный заказчик заключить договор на поставку компьютера по п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2016 N 44-ФЗ без проведения конкурентного способа закупки? Если да, то нужно ли поставщику компьютера прикладывать к договору на поставку копию документа, подтверждающего признание компьютера продукцией, произведенной на территории Российской Федерации?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заказчик вправе осуществить закупку товаров радиоэлектронной промышленности, включая компьютеры, в том числе происходящие из иностранного государства, у единственного поставщика. Приложения документов, подтверждающих страну происхождения, в этом случае не требуется.

Обоснование позиции:
Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей, далее - контрагенты) или осуществляют закупки у единственного контрагента.
Согласно ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ выбор способа определения контрагента принадлежит заказчику, который осуществляет его в соответствии с положениями главы 3 этого Закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу же ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 указанного Закона.
Анализ указанных норм показывает, что страна происхождения товара или территориальная принадлежность лица, выполняющего работы или оказывающего услуги, практически не оказывает влияния на правила выбора заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Данный фактор может служить основанием для выбора способа закупки лишь при лечении гражданина иностранной организацией за пределами РФ (п. 3 ч. 2 ст. 83, п.п. 9 и 34 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), при закупке российского вооружения, не имеющего других российских аналогов (п. 7 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ), при осуществлении закупки товара, производство которого создано или модернизировано и (или) освоено на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, по регулируемым ценам и с учетом особенностей, предусмотренных ст.ст. 111.3 и 111.4 Закона N 44-ФЗ (п.п. 47 и 48 ч. 1 ст. 93 указанного Закона).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 44-ФЗ при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Согласно же ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства РФ устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно, выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.
Отсюда, на наш взгляд, можно сделать выводы, что запреты и ограничения допуска товаров, работ, услуг, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок, устанавливаемые на основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ, носят характер исключения, а значит, вводящие их нормы не могут толковаться расширительно.
На основании ч. 3 ст. 14 Закона N 44-ФЗ принято и постановление Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 968). Запрет на закупку указанных товаров каким бы то ни было способом не устанавливается.
В соответствии с п. 2 Постановления N 968 заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в Перечень и происходящих из иностранных государств, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
- содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации;
- не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Согласно же п. 3 Постановления N 968, если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными этим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные Минэкономразвития России. Данные условия установлены приказом Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 и фактически сводятся к установлению ценовых преференций для товаров российского происхождения (подробнее смотрите об этом в следующем материале: Энциклопедия решений. Условия допуска отдельных иностранных товаров к закупкам по Закону N 44-ФЗ).
Как видим, ограничения и условия допуска фактически сводятся к установлению преимущественного происхождения радиоэлектронной продукции российского происхождения, причем ограничения применяются только при наличии конкуренции между заявками указанных товаров российского происхождения. Сама по себе возможность приобретения указанных товаров иностранного происхождения не исключается.
Безусловно, данные ограничения и условия допуска могут применяться только при закупке конкурентными способами, когда участники закупки подают заявки и (иногда) окончательные предложения. Однако ни одна норма Постановления N 968 не исключает возможности закупки радиоэлектронной продукции у единственного контрагента. Более того, Постановление N 968, в отличие, например, от постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", не устанавливает обязанности заказчика, приобретающего радиоэлектронную продукцию у единственного поставщика, обосновывать невозможность закупки радиоэлектронной продукции российского производства.
В совокупности с вышеприведенными нормами Закона N 44-ФЗ это позволяет сделать вывод, что заказчик может приобретать радиоэлектронную продукцию, происходящую из иностранного государства у единственного контрагента, в том числе на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при соблюдении условий, предусмотренных этим пунктом, без каких-либо иных ограничений.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

18 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики