Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Госзакупки
-
12.12.2016
- Вправе ли заказчик (казенное учреждение) заключить контракты на связь, водоснабжение, теплоснабжение, электроснабжение на 2017 год на сумму до 100 тыс. руб. по п. 4 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Заказчик не вправе осуществлять указанные закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, даже если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.
Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона.
Так, согласно п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно осуществление закупки у единственного контрагента товара, работы или услуги, которые относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий в соответствии с Федеральным законом от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях". В свою очередь, к видам деятельности в сфере естественных монополий отнесены и услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, услуги по передаче электрической энергии, тепловой энергии, а также водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры (ч. 1 ст. 4 указанного Закона). Возможность осуществления у единственного контрагента закупки услуг по водоснабжению и теплоснабжению предусмотрена п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
На основании же п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно осуществление закупки без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах, в зависимости только от суммы закупки (не более 100 тысяч рублей) и доли в совокупном годовом объеме закупок.
Системный анализ ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ показывает, что каждый из пунктов указанной части является самостоятельным основанием для осуществления закупки. Представляется очевидным, что для каждого исключения должно быть установлено одно определенное основание. Кроме того, процедуры закупки, то есть заключения контракта, в разных случаях, предусмотренных разными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, могут отличаться. Например, при заключении контракта с субъектом естественных монополий на основании п. 1 ч. 1 ст. 93 и энергоснабжающей организацией на оказание услуг по водоснабжению и теплоснабжению на основании п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ); оформить отчет об исполнении таких контрактов (ч. 9 ст. 94 Закона N 44-ФЗ), направить информацию о таких контрактах для включения в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона N 44-ФЗ) и пр. А вот при заключении контракта с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ выполнять указанные обязанности заказчик не должен. Представляется очевидным, что исполнение публично-правовых, установленных законом обязанностей не может быть поставлено в зависимость от воли лица, на которого возлагаются такие обязанности (его решения обосновать закупку иной нормой).
Заметим, что именно такое мнение было высказано Минэкономразвития России в письме от 07.09.2011 N Д28-326 относительно оснований размещения заказа у единственного контрагента, определенных различными пунктами ч. 2 ст. 55 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), также допускавшего заключение контракта с единственным контрагентом в качестве исключения (ч.ч. 2, 3 ст. 10 Закона N 94-ФЗ). Учитывая преемственность Закона N 94-ФЗ и Закона N 44-ФЗ и аналогичность их норм, касающихся заключения контракта с единственным контрагентом, полагаем, что эти разъяснения остаются актуальными и сейчас.
Таким образом, заказчик не вправе осуществлять закупки, предусмотренные п. 1 и п. 8 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 данного закона, даже если сумма контракта не превышает 100 тысяч рублей.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем
22 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним