Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

13.12.2016
ВОПРОС:
Какими налогами и таможенными пошлинами при ввозе на территорию РФ облагается оборудование, арендованное российской организацией у иностранного предприятия за пределами РФ (ввозиться будет производственное оборудование из стран, не входящих в ЕАЭС)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При ввозе арендованного оборудования придется заплатить НДС и таможенные пошлины, если только данное оборудование не поименовано в Перечне товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.

Обоснование вывода:
По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ).
Право собственности на арендованное имущество к арендатору не переходит.
При прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором (ст. 622 ГК РФ).
Согласно ст. 70 ТК ТС к таможенным платежам относятся, в частности:
- ввозная таможенная пошлина;
- НДС, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза;
- таможенные сборы.

НДС

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ плательщиками НДС признаются, в частности, лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза (ТС), определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (ТК ТС) и законодательством РФ о таможенном деле (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", далее - Закон N 311-ФЗ).
Операции по ввозу товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признаются объектом обложения НДС (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Под ввозом товаров на таможенную территорию таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами (пп. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС).
Особенности налогообложения при ввозе товаров на территорию России и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, и вывозе товаров с территории РФ установлены ст. 151 НК РФ. Согласно данной норме порядок уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РФ зависит от избранной таможенной процедуры при декларировании товаров.
Арендованное имущество может быть ввезено на территорию РФ в рамках таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления или таможенной процедуры временного ввоза.
Так, при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления налог уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ, глава 30 ТК ТС, глава 27 Закона N 311-ФЗ).
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном главой 37 ТК ТС, главой 34 Закона N 311-ФЗ.
Согласно ст. 209 ТК ТС под выпуском для внутреннего потребления понимается таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.
Под временным ввозом (допуском) понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории ТС с условным освобождением, полным или частичным, от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТК ТС).
Поскольку права использования арендуемого имущества ограничены договором аренды ввиду того, что арендатор собственником имущества не является, то ввоз арендуемого имущества в основном осуществляется с применением таможенной процедуры временного ввоза.
В некоторых случаях арендуемое имущество может быть ввезено с применением процедуры выпуска для внутреннего потребления. Это, как правило, имущество, приобретаемое по договору лизинга, предусматривающему последующий выкуп имущества. Или в случаях, когда использование арендуемого имущества приводит к его сильному изменению, и, как следствие, при вывозе этого имущества с таможенной территории РФ в процедуре реэкспорта, его невозможно идентифицировать (п. 1 ст. 278 ТК ТС, постановления Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 N 13049/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.10.2015 N 09АП-38422/15).
Полагаем, что в рассматриваемой ситуации оборудование будет ввезено в таможенной процедуре временного ввоза.
Согласно п. 1 ст. 280 ТК ТС срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза и не может превышать 2 (два) года со дня помещения товаров под таможенную процедуру временного ввоза, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. При этом на основании п. 2 ст. 280 ТК ТС для отдельных категорий товаров в зависимости от целей их ввоза на таможенную территорию ТС Комиссией таможенного союза могут устанавливаться более короткие или более продолжительные сроки временного ввоза, чем срок, указанный в ч. 1 п. 1 ст. 280 ТК ТС.
Перечень товаров (далее - Перечень), временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов, утвержден решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 331 (далее - Решение N 331) (п. 1 ст. 282 ТК ТС).
Если арендуемое оборудование указано в данном Перечне, то при ввозе в РФ этого оборудования таможенные пошлины и НДС не уплачиваются при условии, что срок временного ввоза оборудования не превышает одного года, если иное не предусмотрено в самом Перечне.
В случае продления срока временного ввоза товаров, указанных в Перечне, свыше одного года или свыше иного срока, указанного в Перечне, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов в соответствии со ст. 282 ТК ТС (п. 1 Решения N 331).
Согласно п. 3 ст. 282 ТК ТС в отношении товаров, по которым не предоставлено полное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, а также при несоблюдении условий полного условного освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС, применяется частичное условное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС.
При частичном условном освобождении от уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории ТС уплачиваются 3% суммы ввозных таможенных пошлин, НДС, которая подлежала бы уплате, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в день регистрации таможенной декларации, поданной для помещения таких товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска).
Данные платежи могут быть уплачены единовременно при помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) за весь установленный период срока действия этой таможенной процедуры или периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в 3 (три) месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин и НДС определяется декларантом с согласия таможенного органа (п. 4 ст. 282 ТК ТС).
Стоит отметить, что согласно п. 6 ст. 282 ТК ТС при завершении таможенной процедуры временного ввоза (допуска) в соответствии с п. 1 ст. 281 ТК ТС (реэкспорт или, к примеру, выпуск для внутреннего потребления) уплаченные при частичном условном освобождении суммы, включая НДС, возврату (зачету) не подлежат.
Пунктом 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (п. 2, п. 3 ст. 164 НК РФ).
При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налоговая база определяется (п. 1 ст. 160 НК РФ) как сумма:
- таможенной стоимости этих товаров;
- подлежащей уплате таможенной пошлины;
- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).
Порядок установления таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, независимо от страны происхождения этих товаров, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г., далее - Соглашение).
Пунктом 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Соглашения установлено, что приоритетной основой определения таможенной стоимости ввозимых товаров является стоимость сделки с этими товарами - цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за эти товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию, дополненная рядом иных расходов, предусмотренных ст. 5 Соглашения (1 метод).
То есть в общем случае основой для определения таможенной стоимости ввозимых товаров является цена, установленная договором купли-продажи товаров.
При невозможности использования первого метода, согласно изложенному в п. 1 ст. 2 Соглашения правилу последовательно применяются методы со 2 по 6 (ст.ст. 6-10 Соглашения), если таможенная стоимость не может быть определена путем использования предыдущего из указанных метода.
Поскольку в договоре аренды стоимость продажи имущества не устанавливается, то, как правило, 1 метод определения таможенной стоимости не применяется.
В некоторых случаях таможенные органы определяют таможенную стоимость исходя из общей стоимости аренды (сумма арендных платежей за период использования арендатором имущества). В постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.10.2016 N 09АП-46462/16 суд поддержал такой подход таможенного органа.
Однако в п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 12.05.2016 N 18 "О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства" сказано, что в случае ввоза товара на основании договора выкупного лизинга (финансовой аренды) его таможенной стоимостью не может признаваться общая сумма лизинговых платежей, включающая в себя возмещение затрат лизинговой компании, не относящихся к стоимости предмета лизинга как товара, подвергаемого таможенной оценке.
То же самое можно сказать об определении таможенной стоимости на основании арендных платежей, так как эти платежи являются оплатой услуг арендодателя за предоставление в аренду имущества, а не стоимостью самого имущества.
Поддерживают такой подход судьи, например, в определениях СК по экономическим спорам ВС РФ от 22.06.2016 N 305-КГ16-2098, от 13.07.2016 N 309-КГ16-1524, в постановлении АС Московского округа от 05.05.2016 N Ф05-4378/16 по делу N А40-189205/2015.
В данных судебных решениях указано, что положения Соглашения основаны на принципах и общих правилах, установленных статьей VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ГАТТ 1994) и Соглашением по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (п. 3 ст. 1 Соглашения).
В свою очередь, согласно п. 2 статьи VII ГАТТ 1994 под таможенной стоимостью понимается цена, по которой во время и в месте, определенных законодательством страны ввоза, такой или аналогичный товар продается или предлагается для продажи при обычном ходе торговли в условиях полной конкуренции.
Также суды рекомендуют учитывать разъяснения федеральной таможенной службы, изложенные в письме ФТС России от 19.11.2008 N 05-33/48386.
В нем, в частности, говорится, что в практике таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию РФ по договорам аренды (лизинга), для определения таможенной стоимости таких товаров в большинстве случаев используется резервный метод (метод 6).
В приведенном письме указано, что для определения таможенной стоимости товара последовательно могут быть использованы:
- стоимость объекта аренды (предмета лизинга), указанная в договоре аренды (лизинга), счетах-проформах, договоре страхования и других товаросопроводительных документах;
- прейскурантная цена товара или цена товара по каталогу (в отношении товара, бывшего в употреблении, - цена нового товара за вычетом суммы износа);
- стоимость объекта аренды (предмета лизинга), указанная в отчете об оценке объекта, который соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности;
- сумма арендных (лизинговых) платежей, рассчитанная на весь срок полезного использования объекта аренды (предмета лизинга), если договором аренды (лизинга) не предусмотрен переход права собственности к арендатору (лизингополучателю). Пример расчета таможенной стоимости при ввозе товаров по договорам аренды и международного финансового лизинга без перехода права собственности к лизингополучателю приведен в письме ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236 "Об определении таможенной стоимости товаров, ввозимых в соответствии с внешнеторговыми договорами различных видов". При этом важно учитывать, что срок полезного использования не аналогичен сроку аренды (лизинга) товаров.
Как видим, для того, чтобы правильно задекларировать таможенную стоимость ввозимого арендуемого оборудования, организации необходимо иметь документы, позволяющие наиболее точно установить стоимость ввозимого оборудования, то есть ту стоимость, по которой это оборудование можно было бы купить.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.
Так, на основании п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ, в том числе в таможенной процедуре временного ввоза, товаров, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также для перепродажи.
В соответствии с п. 1 ст. 172 НК РФ вышеуказанные налоговые вычеты производятся на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ. При этом, как указано в письме Минфина России от 07.07.2016 N 03-07-08/39774, документом, служащим основанием для принятия к вычету сумм НДС, уплаченных при ввозе товаров на территорию РФ, является таможенная декларация на товары, ввозимые в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории. Смотрите также п. 6 Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
Кроме того, право на вычет предоставляется после принятия на учет ввезенных товаров и при наличии соответствующих первичных документов. При этом в отношении учета имущества официальные органы высказывают мнение о том, что имущество, ввезенное на территорию РФ, в целях принятия к вычету уплаченного на таможне НДС считается принятым к учету и при отражении такого имущества на забалансовых счетах (письма ФНС России от 26.01.2015 N ГД-4-3/911@, Минфина России от 21.10.2008 N 03-07-08/242, от 06.05.2008 N 03-07-08/107). Аналогичное мнение отражено в постановлениях ФАС Уральского округа от 30.06.2010 N Ф09-4906/10-С2, ФАС Московского округа от 29.07.2009 N КА-А40/6902-09.
Таким образом, суммы НДС, уплаченные в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза арендованного оборудования (п.п. 3-6 ст. 282 ТК ТС), подлежат вычету:
- после принятия его на учет, в том числе забалансовый;
- по мере уплаты налога таможенному органу;
- при условии, что оборудование используется для операций, облагаемых НДС.
Смотрите также письма Минфина России от 01.07.2015 N 03-07-08/37896, от 29.05.2015 N 03-07-15/31200, от 22.05.2015 N 03-07-08/29571, от 10.04.2013 N 03-07-08/11868, от 13.03.2012 N 03-07-08/69, от 18.08.2010 N 03-07-08/237.

Таможенные пошлины

Размер таможенной пошлины на основании Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС), утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза", определяется в зависимости от вида оборудования и кода, присвоенного этому оборудованию в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС).
Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств - членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

25 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики