Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

14.12.2016
ВОПРОС:
Изобретение, защищенное патентом, было получено работниками автономного учреждения в процессе выполнения должностных обязанностей, в рабочее время, какие-либо затраты на данное изобретение не планировались и не производились. Задание на изобретение сотруднику не давалось, было получено им в процессе исполнения должностных обязанностей (преподавание). За оформление охранных документов на изобретение была уплачена патентная пошлина. Учреждение планирует продать патент на изобретение, который не используется в деятельности учреждения.
На каком счете бухгалтерского учета должен учитываться патент? По какой стоимости должен учитываться патент?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Единственно возможный способ учета патента на служебное изобретение в рассматриваемой ситуации - включение его в состав нематериальных активов учреждения. При определении первоначальной стоимости объекта в целях постановки на учет, как минимум, может быть учтена сумма патентной пошлины, уплаченной за оформление охранных документов на изобретение.

Обоснование позиции:
Имущество автономных учреждений (закрепленное собственником, изготовленное собственными силами, приобретенное учреждением самостоятельно по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, а также плоды, продукция и доходы от использования имущества) находится у таких учреждений на праве оперативного управления (в соответствии с положениями п. 1 ст. 296, ст. 299 ГК РФ).
Пунктом 1 ст. 1370 ГК РФ установлено, что изобретение, созданное работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебным изобретением. В течение четырех месяцев со дня уведомления работником о создании служебного изобретения работодатель может (согласно п. 4 ст. 1370 ГК РФ):
- подать заявку на выдачу патента на служебное изобретение в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности;
- передать право на получение патента на служебное изобретение другому лицу;
- сообщить работнику о сохранении информации о соответствующем результате интеллектуальной деятельности в тайне.
В противном случае право на получение патента на такое изобретение возвращается работнику.
В рассматриваемой ситуации патент на служебное изобретение учреждением был получен. Соответственно, со времени получения патента можно говорить о возникновении исключительного права на созданное изобретение соответствующим публично-правовым образованием (в случае с федеральным учреждением - право собственности Российской Федерации). Автономное учреждение в такой ситуации приобретает право оперативного управления на актив.
В соответствии с положениями ст. 5 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются в том числе активы. Обязательные общие требования по учету активов организациями госсектора установлены положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н).
Для учета объекта в составе нефинансовых активов учреждения необходимо одновременное выполнение двух условий (в соответствии с положениями п. 22 Инструкции N 157н):
- наличие собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на данный объект;
- его отнесение в соответствии с положениями Инструкции N 157н к материальным запасам, основным средствам, нематериальным активам, непроизведенным активам, имуществу, составляющему государственную (муниципальную) казну, иным видам материальных ценностей.
Рассматриваемый патент находится в собственности публично-правового образования. Однако его отнесение к конкретному виду нефинансовых активов затруднено. С одной стороны, для него не выполнены все условия по отнесению его к нематериальным активам, перечисленные в п. 56 Инструкции N 157н. А именно - объект не предполагается использовать в деятельности учреждения, принято решение о его продаже.
С другой стороны, нет достаточных оснований для его включения в состав готовой продукции, поскольку изобретение изначально не создавалось с целью продажи (не было заказа со стороны покупателя на такой объект).
Отметим, что такие объекты, как нематериальные активы, не используемые в деятельности, относительно которых принято решение об их продаже, к примеру, кредитными организациями учитываются на специально выделенном балансовом счете в составе долгосрочных активов, предназначенных для продажи (смотрите п. 5.1 Положения Банка России от 22.12.2014 N 448-П).
Для организаций госсектора подобного специально выделенного счета по учету нематериальных активов, не используемых в деятельности учреждения, предназначенных для продажи, нет.
На наш взгляд, единственно возможный способ учета рассматриваемого актива - его включение в состав нематериальных активов.
Дело в том, что у учреждения была возможность в течение четырех месяцев со времени получения от сотрудника информации о создании изобретения передать право на получение патента другому лицу, в том числе и на возмездной основе. Поскольку учреждение таким правом не воспользовалось, по нашему мнению, есть все основания считать, что на момент подачи заявки на получение патента предполагалось использование изобретения в деятельности учреждения. И лишь после получения патента на служебное изобретение стало понятно, что учреждение не сможет воспользоваться данным объектом в своей деятельности и, соответственно, было принято решение о продаже такого неиспользуемого актива. В противном случае непонятна цель получения патента на служебное изобретение*(1).
Объекты нефинансовых активов, согласно п. 23 Инструкции N 157н, принимаются к учету по их первоначальной стоимости. Порядок определения первоначальной стоимости созданного объекта нематериальных активов установлен положениями п. 62 Инструкции N 157н. В рассматриваемой ситуации при формировании первоначальной стоимости объекта может быть учтена, как минимум, патентная пошлина, уплаченная учреждением за оформление охранных документов на служебное изобретение.
Пунктом 34 Инструкции N 157н установлено, что принятие к учету нефинансовых активов, в частности объектов НМА, производится на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, оформленного Актом. Соответственно, проблемы, возникающие при постановке на балансовый учет, в частности по определению вида нефинансовых активов и первоначальной стоимости объекта, могут быть урегулированы решением профильной комиссии.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

25 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В письме Минфина России от 20.06.2013 N 02-06-10/23331 высказано мнение о необходимости учета исключительных прав на проектно-сметную документацию в качестве самостоятельного объекта нематериальных активов в ситуации, когда принято решение о передаче таких прав от муниципального образования субъекту РФ.

 

Все консультации данной рубрики