Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.12.2011
ВОПРОС:
Комиссионер и комитент применяют общую систему налогообложения.
Договор комиссии признается контролируемой сделкой исходя из доходов комитента, поступивших комиссионеру, или исходя из комиссионного вознаграждения (с учетом изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Признание договора комиссии контролируемой сделкой должно осуществляться исходя из размера комиссионного вознаграждения по такому договору за соответствующий календарный год, а не из дохода, полученного комитентом.

Обоснование позиции:
С 1 января 2012 года вступает в силу ряд изменений, внесенных в НК РФ Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ. С указанной даты вводится в действие и раздел V.1 НК РФ, определяющий, в частности, основания, по которым признаются подконтрольными сделки, совершаемые между взаимозависимыми лицами.
Критерии взаимозависимости установлены ст. 105.1 НК РФ (здесь и далее - в редакции, вступающей в силу с 1 января 2012 г.). Сделки между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация, признаются контролируемыми (если иное не предусмотрено пунктами 3, 4 и 6 ст. 105.14 НК РФ) при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
В частности, контролируемыми признаются сделки, совершенные между указанными лицами, если сумма доходов по этим сделкам (сумма цен сделок) за 2012 календарный год превышает 3 миллиарда рублей, за 2013 год - 2 миллиарда рублей, а за 2014 и каждый последующий годы - 1 миллиард рублей (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ).
Согласно п. 9 ст. 105.14 НК РФ для целей этой статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 НК РФ. Однако положения НК РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 227-ФЗ) не конкретизируют, что в целях положений о контролируемых сделках должно пониматься под "суммой доходов" применительно к договорам комиссии: размер комиссионного вознаграждения или доход, полученный комитентом в результате исполнения сделок, заключенных по его поручению комиссионером. В связи с этим не исключено, что в целях признания договора комиссии контролируемой сделкой налоговые органы будут исходить из суммы дохода, полученного комитентом в результате исполнения сделок, заключенных комиссионером на основании договора комиссии. Однако, на наш взгляд, такой подход не основан на законе. Поясним, почему.
Предметом договора комиссии являются действия комиссионера по заключению от своего имени, но за счет комитента одной или нескольких сделок с третьими лицами. За совершение этих действий комитент выплачивает комиссионеру вознаграждение (п. 1 ст. 990, п. 1 ст. 991 ГК РФ ГК РФ). Согласно п. 1 ст. 996 ГК РФ вещи, поступившие к комиссионеру от комитента (а к вещам в силу ст. 128 ГК РФ относятся и деньги) либо приобретенные комиссионером за счет комитента, являются собственностью последнего. Иными словами, суммы, полученные комиссионером по договорам, заключенным в интересах комитента, сразу поступают в собственность комитента, причем основанием для получения этих сумм являются не только договор комиссии, но и договоры, заключенные комиссионером с третьими лицами.
Таким образом, под суммой доходов по договору комиссии (пп. 1 п. 2 ст. 105.14 НК РФ) в целях применения раздела V.1 НК РФ, на наш взгляд, следует понимать не стоимость имущества, приобретенного (или отчужденного) комитентом в результате выполнения комиссионером своих обязательств по договору, и не цену сделок, заключенных комиссионером по поручению комитента, а общий размер вознаграждения, полученного комиссионером за исполнение поручения комитента (то есть вознаграждение, выплаченное по договору комиссии).
Следовательно, при отсутствии иных условий, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ, договор комиссии, заключенный между взаимозависимыми организациями, зарегистрированными в РФ и применяющими общую систему налогообложения, признается контролируемой сделкой, если общая сумма вознаграждения, полученного комиссионером по такому договору, превысит:
- за 2012 год - 3 миллиарда рублей;
- за 2013 год - 2 миллиарда рублей;
- за 2014 и каждый последующий годы - 1 миллиард рублей.

К сведению:
На наш взгляд, сумма доходов, полученная комитентом в результате исполнения сделок, заключенных комиссионером по поручению комитента, может учитываться лишь в целях определения того, является ли контролируемой совокупность сделок, совершенных при посредничестве комиссионера. По смыслу пп. 1 п. 1 ст. 105.14 НК РФ, для "подконтрольности" таких сделок необходим факт взаимозависимости между комитентом и лицом, с которым заключает договор комиссионер. Если, например, лицо, с которым по поручению комитента заключен договор, переведено на ЕНВД и соответствующая сделка заключена в рамках облагаемой ЕНВД деятельности (пп. 3 п. 2 ст. 105.14 НК РФ), то в случае, если результатом является получение комитентом дохода за соответствующий календарный год в сумме более 100 миллионов рублей, такая совокупность сделок должна признаваться контролируемой.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Ответ прошел контроль качества службой Правового консалтинга ГАРАНТ

7 декабря 2011 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики