Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

15.12.2016
ВОПРОС:
В соответствии со ст. 47.2 БК РФ главный администратор доходов бюджета разрабатывает порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет.
Под кредиторской задолженностью понимается переплата в бюджет: сумма, внесенная по договору аренды в большем размере. Затем учреждение ликвидировалось. Необходимо данную сумму списать. Обязательно ли это делать в порядке, описанном в ст. 47.2 БК РФ?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Порядок, разрабатываемый главными администраторами бюджетных средств для администраторов бюджетных средств, применяется для списания дебиторской задолженности по платежам в бюджет. Кредиторская задолженность, невостребованная кредиторами (в том числе по переплатам в бюджет) может быть списана в порядке, устанавливаемом главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).

Обоснование вывода:
1. Пунктами 1, 2 ст. 47.2 БК РФ для администраторов доходов бюджетов (далее - АДБ) определен закрытый перечень оснований для признания задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию.
Напомним, что осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также взыскание задолженности по перечисленным выше платежам входит в бюджетные полномочия АДБ (п. 2 ст. 160.1 БК РФ).
В п. 1 ст. 47.2 БК РФ речь идет о платежах в бюджет, не уплаченных в установленный срок, которые признаются безнадежными к взысканию в описанных в п. 1 ст. 47.2 БК РФ случаях.
То есть в данной норме речь идет именно о дебиторской задолженности по платежам в бюджет (об ожидаемых платежах).
Порядок принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет определяется главным администратором доходов бюджета (далее - ГАДБ) в соответствии с общими требованиями, установленными Правительством Российской Федерации, а именно постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 N 393 (далее - Постановление N 393).
Постановлением N 393 урегулированы вопросы признания неуплаченных платежей, не являющихся налогами и сборами, таможенными платежами, страховыми взносами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с общими требованиями ГАДБ должны определить для АДБ порядки принятия решения о признании задолженности безнадежной к взысканию. В таких порядках должны быть указаны случаи признания задолженности безнадежной к взысканию и порядок действий комиссии по поступлению и выбытию активов, созданной АДБ на постоянной основе по принятию соответствующего решения. Также должен быть установлен перечень документов, подтверждающих наличие оснований для принятия решений о признании задолженности безнадежной к взысканию. Кроме того, Постановлением N 393 установлено содержание Акта о признании задолженности безнадежной к взысканию, утверждаемого руководителем (п.п. 5, 6 Постановления N 393).
2. Согласно п. 371 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), под задолженностью учреждения, невостребованной кредиторами, понимаются:
- суммы непредъявленных кредиторами требований, вытекающих из условий договоров, контрактов;
- суммы кредиторской задолженности, не подтвержденные по результатам инвентаризации кредиторами.
Прекращение (выбытие, списание) ранее учтенного обязательства (кредиторской задолженности) подлежит обязательному подтверждению первичными документами (п. 7 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 30.05.2013 N 02-06-05/19714). Учитывая положения п. 371 Инструкции N 157н, порядок списания задолженности с балансового и забалансового учета (в т.ч. конкретный перечень документов, которые должны быть оформлены в подобных ситуациях) может устанавливаться, в частности, для казенных учреждений - главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).
По общему правилу кредиторская задолженность списывается в кредит счета 0 401 10 173 "Чрезвычайные доходы от операций с активами" с одновременным отражением по забалансовому счету 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами" в связи с отсутствием требований кредиторов в период срока исковой давности.
При этом в случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников по списываемой с баланса задолженности отражение на забалансовом счете не производится.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы. Порядок, разрабатываемый ГАДБ для АДБ, применяется для списания дебиторской задолженности по платежам в бюджет. Кредиторская задолженность, невостребованная кредиторами (в том числе по переплатам в бюджет) может быть списана в порядке, устанавливаемом главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета).

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Списание задолженности, числящейся на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов";
- Энциклопедия решений. Списание с балансового учета задолженности неплатежеспособных дебиторов (для госсектора);
- Энциклопедия решений. Списание госучреждением задолженности, невостребованной кредиторами;
- Энциклопедия решений. Госучреждение. Счет 20 "Задолженность, невостребованная кредиторами".

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

24 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики