Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Гражданское право

19.12.2016
ВОПРОС:
По договору купли-продажи физическое лицо приобрело товар с условиями предварительной оплаты и доставкой товара покупателю. Товар не относится к категории технически сложных товаров. Он должен быть доставлен покупателю не позднее трех дней с момента внесения в качестве предоплаты половины стоимости товара, оставшаяся сумма подлежит уплате в день доставки товара покупателю. При заключении договора купли-продажи покупатель уплатил продавцу половину стоимости товара. Продавец задержал доставку товара, о чем уведомил покупателя по телефону, и предложил ему продлить срок доставки товара до 7 дней. Покупатель согласился с предложенным продавцом новым сроком доставки товара, до истечения которого он уплатил продавцу вторую половину стоимости товара. Товар был доставлен покупателю в течение этого срока.
Вправе ли покупатель потребовать от продавца уплату неустойки в данной ситуации? С какого момента может быть взыскана неустойка?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемой ситуации за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара покупатель вправе потребовать от продавца уплаты неустойки за каждый день просрочки доставки товара в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара, то есть от суммы, уплаченной покупателем при заключении договора купли-продажи. Данная неустойка может быть взыскана со дня, когда по указанному договору передача товара покупателю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара покупателю.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 492 ГК РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.
К отношениям по договору розничной купли-продажи с участием покупателя-гражданина, не урегулированным ГК РФ, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними (п. 3 ст. 492 ГК РФ).
При этом продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи (преамбула Закона РФ от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-1).
Согласно п. 1 ст. 456, п. 1 ст. 457 ГК РФ продавец обязан передать покупателю товар, предусмотренный договором купли-продажи. Срок исполнения продавцом обязанности передать товар покупателю определяется договором купли-продажи, а если договор не позволяет определить этот срок - в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 314 ГК РФ.
В случае, когда договор розничной купли-продажи заключен с условием о доставке товара покупателю, продавец обязан в установленный договором срок доставить товар в место, указанное покупателем, а если место доставки товара покупателем не указано - в место жительства гражданина, являющегося покупателем (п. 1 ст. 499 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент: вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара; предоставления товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан покупателю или указанному им лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным в распоряжение покупателя, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче (п. 1 ст. 458 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 23.1 Закона N 2300-1 договор купли-продажи, предусматривающий обязанность потребителя предварительно оплатить товар, должен содержать условие о сроке передачи товара потребителю.
В соответствии с п. 3 ст. 487 ГК РФ и п. 2 ст. 23.1 Закона N 2300-1 в случае, если продавец, получивший сумму предварительной оплаты в определенном договором купли-продажи размере, не исполнил обязанность по передаче товара потребителю в установленный таким договором срок, потребитель по своему выбору вправе потребовать: передачи оплаченного товара в установленный им новый срок; возврата суммы предварительной оплаты товара, не переданного продавцом. При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков*(1), причиненных ему вследствие нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара.
Требования потребителя, установленные п. 2 ст. 23.1 Закона N 2300-1, не подлежат удовлетворению, если продавец докажет, что нарушение сроков передачи потребителю предварительно оплаченного товара произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя.
Пунктом 3 статьи 23.1 Закона РФ N 2300-1 предусмотрено, что в случае нарушения установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю продавец уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку (пени) в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара.
Аналогичные разъяснения содержатся и в подп. "г" п. 32 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановление Пленума N 17).
Неустойка (пеня) в размере, установленном в п. 3 статьи 23.1 Закона РФ N 2300-1, взыскивается за каждый день просрочки со дня, когда по договору купли-продажи передача товара потребителю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара потребителю или до дня удовлетворения требования потребителя о возврате ему предварительно уплаченной им суммы. При этом сумма неустойки (пени) не может превышать сумму предварительной оплаты товара.
Как мы поняли из вопроса, продавцом не было выполнено обязательство по доставке покупателю предварительно оплаченного товара в трехдневный срок, определенный заключенным договором купли-продажи. Товар был доставлен в течение предложенного продавцом нового срока, с которым согласился покупатель. В этой ситуации, исходя из приведенных норм ГК РФ и Закона N 2300-1, за нарушение установленного договором купли-продажи срока передачи предварительно оплаченного товара покупатель вправе потребовать от продавца уплаты неустойки за каждый день просрочки доставки товара в размере половины процента суммы предварительной оплаты товара, то есть от суммы, уплаченной покупателем при заключении договора купли-продажи. Данная неустойка может быть взыскана со дня, когда по указанному договору передача товара покупателю должна была быть осуществлена, до дня передачи товара покупателю.
Одновременно сообщаем, что данный ответ выражает наше экспертное мнение, имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в приведенном выше ответе.

К сведению:
Как следует из ст. 503 ГК РФ и п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I, в случае обнаружения в товаре недостатков*(2), если они не были оговорены продавцом, потребитель по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы*(3). Причем право выбора принадлежит потребителю (п. 38 Постановления Пленума N 17).
Согласно абз. 2 п. 6 ст. 18 Закона N 2300-I (п. 2 ст. 476 ГК РФ) в отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товаров потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Наделяя потребителя правом заявить любое из перечисленных требований, законодатель не возлагает на него обязанностей представлять продавцу какие-либо дополнительные документы, обосновывающие его претензии. В данном случае достаточно лишь установления факта приобретения некачественного товара у конкретного продавца. Таким свидетельством по общему правилу, если иное не предусмотрено законом или договором розничной купли-продажи, в том числе условиями формуляров или иных стандартных форм, к которым присоединяется покупатель (ст. 428 ГК РФ), является наличие у покупателя кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК РФ). Вместе с тем отсутствие у потребителя кассового или товарного чека, чека безналичной оплаты услуг либо иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки товара, не является основанием для отказа в удовлетворении его требований продавцом. В подтверждение заключения договора и его условий потребитель вправе ссылаться на свидетельские показания (ст. 493 ГК РФ, п. 28 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55, п. 43 Постановления Пленума N 17).
Согласно п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I продавец обязан принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Законодательство о защите прав потребителей не содержит алгоритма совершения подобных действий. Очевидно, это отнесено на усмотрение продавца. Но в целях недопущения в дальнейшем необоснованных обвинений со стороны покупателя полагаем, что приемка некачественного товара продавцом должна быть документально зафиксирована (например актом приемки, распиской продавца, отметкой на претензии потребителя и т.п.).
Сроки удовлетворения претензий покупателя установлены в ст.ст. 21, 22 Закона N 2300-I. Так, требование потребителя о возврате уплаченной за товар денежной суммы, а также требование о возмещении убытков, причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества, подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования (ст. 22 Закона N 2300-I). Требование о замене некачественного товара должно быть исполнено продавцом в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара - в течение двадцати дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования (п. 1 ст. 21 Закона N 2300-I). Ответственность продавца за просрочку выполнения требований потребителя предусмотрена ст. 23 Закона N 2300-1.
В какой форме потребитель заявляет свои требования (в письменной или устной), значения не имеет. Действующее законодательство не обязывает потребителя излагать претензии к продавцу в письменной форме. То есть при отсутствии разногласий продавец в установленный законом срок должен либо удовлетворить заявленное требование потребителя, либо предоставить ему письменный мотивированный отказ. Полагаем, что отклонение продавцом требований потребителя по поводу некачественного товара будет правомерным, если требования были заявлены в отношении недостатков, которые были оговорены при заключении договора купли-продажи (п. 1 ст. 18 Закона N 2300-I); требования были предъявлены по истечении сроков, установленных ст. 19 Закона N 2300-I; недостатки товара возникли после передачи его потребителю в результате нарушения последним установленных правил пользования, хранения и транспортировки, действия третьих лиц или непреодолимой силы и это доказано продавцом. Никаких иных оснований действующее законодательство не предусматривает.
В случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Как следует из приведенной нормы, проведение экспертизы не является обязательным условием для удовлетворения требований потребителя. Целью проведения экспертизы является установление причин возникновения недостатков товара, поэтому в конечном итоге необходимость ее проведения определяется продавцом.
Экспертиза товара проводится в срок, определенный ст. 22 Закона N 2300-I. Покупатель может присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке. Если экспертиза установит, что недостатки товара возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, потребитель будет обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы (абз. 4 п. 5 ст. 18 Закона N 2300-I).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий

Ответ прошел контроль качества

2 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) В соответствии со ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
*(2) Недостатком товара признается его несоответствие или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию (абз. 8 Преамбулы к Закону N 2300-I).
*(3) Согласно п. 3 ст. 18 Закона N 2300-I требования о безвозмездном устранении недостатков товаров или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о замене на такой же товар аналогичной марки (модели, артикула) может быть предъявлено к изготовителю. Абзац 2 п. 3 ст. 18 Закона РФ также предусматривает, что вместо предъявления требований о замене товара на товар этой же марки (модели, артикула) или незамедлительного безвозмездного устранения недостатков потребитель вправе возвратить изготовителю товар ненадлежащего качества и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

 

Все консультации данной рубрики