Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.12.2016
ВОПРОС:
Структурное подразделение бюджетного учреждения (поликлиника) ведет исключительно приносящую доход деятельность. Все затраты (в том числе заработная плата, материальные расходы) оплачиваются за счет средств от приносящей доход деятельности. Поликлиника оказывает услуги по прохождению медицинского осмотра сотрудников других подразделений своего учреждения, финансируемые за счет средств обязательного медицинского страхования (по отдельной программе обязательного медицинского страхования).
Какими бухгалтерскими записями отразить ситуацию в учете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы по оказанию части услуг в рамках ОМС, несмотря на направленность деятельности структурного подразделения, необходимо сформировать на соответствующих аналитических счетах счета 7 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
При этом в целях оплаты принятых обязательств могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности с последующей их компенсацией. При осуществлении заимствования средств с одного КФО на другой применяется счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами".

Обоснование вывода:
Согласно ст.ст. 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому направление средств таких фондов и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств, может быть признано нецелевым использованием бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Частью 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ установлен перечень расходов, включаемых в тариф оказания медицинских услуг по базовой программе обязательного медицинского страхования. Это расходы на:
- заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты;
- приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов;
- оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования);
- оплату стоимости организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации);
- оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества;
- арендную плату за пользование имуществом;
- оплату программного обеспечения и прочих услуг;
- социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы;
- расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Таким образом, не любые расходы бюджетного учреждения, направленные на достижение целей ОМС, могут быть осуществлены за счет средств ОМС. Для определения возможности осуществления таких расходов за счет средств ОМС необходимо обратиться к более детальному порядку расчета тарифов на оплату медицинской помощи, установленному соответствующим Тарифным соглашением (ч. 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ, п. 13 Требований к структуре и содержанию тарифного соглашения, утвержденных приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 18.11.2014 N 200).
Так, в соответствии с Перечнем требований к медицинским организациям и страховым медицинским организациям системы обязательного медицинского страхования, утвержденным Тарифным соглашением системы обязательного медицинского страхования Красноярского края на 2016 год, медицинскими организациями должны соблюдаться, в частности, следующие требования:
- использование средств ОМС, полученных за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с ТП ОМС, по целевому назначению;
- ведение раздельного учета по операциям со средствами обязательного медицинского страхования.
Аналогичные требования предусмотрены Тарифными соглашениями системы ОМС иных регионов Российской Федерации.
Направления расходования средств ОМС определяются планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (требования к такому плану утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н). То есть направление средств ОМС на оплату обязательств учреждения, кроме всего прочего, должно быть предусмотрено планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
"Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), обеспечивает бюджетные учреждения следующим инструментом для соблюдения ведения раздельного учета по разным направлениям деятельности учреждений - применение счета 109 00 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
При этом п. 138 Инструкции N 157н установлено, что в целях раскрытия информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг учреждения вправе устанавливать в составе Рабочего плана счетов аналитические коды видов синтетического счета объекта учета. Другими словами, в целях обособления операций по формированию себестоимости отдельных видов готовой продукции, работ и услуг бюджетными учреждениями могут вводиться дополнительные коды аналитики.
В рассматриваемой ситуации структурное подразделение бюджетного учреждения, оказывающее услуги исключительно в рамках приносящей доход деятельности, часть услуг оказало в рамках ОМС. В данном случае нам представляется, что расходы по оказанию данной части услуг, несмотря на направленность деятельности структурного подразделения, с учетом положений п.п. 134-140 Инструкции N 157н, необходимо сформировать на соответствующих аналитических счетах счета 7 109 00 000 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг".
При этом в целях оплаты принятых обязательств могут быть использованы средства от приносящей доход деятельности с последующей их компенсацией*(1). При осуществлении заимствования средств с одного КФО на другой применяется счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (смотрите, к примеру, п.п. 146, 147 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, далее - Инструкция N 174н). Учитывая положения п.п. 60, 129, 146, 147 Инструкции N 174н, рассматриваемая ситуация может быть отражена в учете бюджетного учреждения следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 7 109 ХХ ХХХ Кредит 7 302 ХХ 730
- в учете отражено начисление обязательств, связанных с проведением медицинских осмотров сотрудников, в рамках ОМС;
2) Дебет 7 302 ХХ 830 Кредит 7 304 06 730,
Дебет 2 304 06 830 Кредит 2 302 ХХ 730
- принято решение об оплате обязательств, связанных с проведением медицинских осмотров сотрудников, за счет средств от приносящей доход деятельности;
3) Дебет 2 302 ХХ 830 Кредит 2 201 11 610, одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 18 (соответствующие КВР, КОСГУ)
- осуществлена оплата обязательств;
4) Дебет 7 201 11 510 Кредит 7 205 31 660, одновременно отражается увеличение забалансового счета 17 (код аналитики 130),
- на основании выписки из отдельного лицевого счета отражено поступление средств ОМС;
5) Дебет 7 304 06 830 Кредит 7 201 11 610, одновременно отражается увеличение по забалансовому счету 18 (соответствующие КВР, КОСГУ)
- отражено направление средств ОМС на компенсацию расходов по оплате обязательств, ранее произведенных за счет средств от приносящей доход деятельности;
6) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 304 06 730, одновременно отражается уменьшение по забалансовому счету 18 (соответствующие КВР, КОСГУ)
- за счет средств ОМС компенсированы расходы, осуществленные ранее с использованием средств от приносящей доход деятельности.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

2 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что такой механизм на практике используется достаточно часто, в том числе в рамках основной деятельности по выполнению государственного (муниципального) задания (код "4"). Кроме того, при соблюдении определенных требований данных механизм может быть также реализован в рамках видов финансового обеспечения "1", "5" или "6" (смотрите материал: Энциклопедия решений. Направление денежных средств бюджетного учреждения на исполнение обязательств, принятых в рамках иного вида деятельности).

 

Все консультации данной рубрики