Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

22.12.2016
ВОПРОС:
Государственное унитарное предприятие (ГУП) ликвидируется по решению собственника его имущества. Срок ликвидации по плану - конец марта 2017 года. Ликвидационная комиссия создана, приступила к работе. В 2016 году ГУП осуществляло деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ (далее - Закон N 223-ФЗ), но с 01.01.2017 ГУП должно начать осуществлять деятельность в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ). Для обеспечения деятельности ликвидационной комиссии потребуется осуществить расходы на закупку бензина для автомобиля, канцтоваров, расходы на связь, а также, возможно, на аренду помещения (в том числе на коммунальные услуги - отопление, вода и т.д.). Общая сумма данных расходов, скорее всего, не будет превышать 100 тыс. руб.
Должна ли ликвидационная комиссия с 01.01.2017 по март 2017 года осуществлять закупки по Закону N 44-ФЗ?
Необходимо ли до 01.01.2017 создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего, разместить план закупок на 2017 год и план-график, а также зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации с 1 января 2017 года унитарное предприятие обязано осуществлять закупки в соответствии с нормами Закона N 44-ФЗ. Для этого до 31 декабря 2016 года унитарное предприятие обязано создать контрактную службу или назначить контрактного управляющего; осуществлять планирование закупок на 2017 год и последующие годы; зарегистрироваться в единой информационной системе (ЕИС).

Обоснование вывода:
С 1 января 2017 года правовое регулирование осуществления закупок унитарными предприятиями изменится. Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), вступающим в силу с 01.01.2017, в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми с указанной даты государственные и муниципальные унитарные предприятия становятся одной из категорий заказчиков, обязанных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять положения Закона N 44-ФЗ (п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого федерального закона в будущей редакции). В связи с этим до 1 января 2017 года в унитарном предприятии должна быть создана контрактная служба или назначен контрактный управляющий, оно должно подготовить, утвердить и разместить в единой информационной системе планы и планы-графики на 2017 год и последующие годы в соответствии с требованиями Закона N 44-ФЗ, а также осуществить ряд иных мероприятий*(1).
Исключения из этого правила предусмотрены частью 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 321-ФЗ, согласно которой при наличии принятого унитарным предприятием положения о закупке (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", далее - Закон N 223-ФЗ), размещенного до начала года в единой информационной системе, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ в следующих случаях:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Приведенный перечень случаев, когда унитарные предприятия при осуществлении закупок вправе будут руководствоваться положениями Закона N 223-ФЗ после 31 декабря 2016 года, является исчерпывающим. Иных изъятий из правил, обязывающих унитарные предприятия с 1 января 2017 г. при закупках товаров, работ и услуг применять процедуры, предусмотренные Законом N 44-ФЗ, ни этот федеральный закон, ни иные правовые акты не содержат. Не предусматривают нормы Закона N 44-ФЗ и каких-либо исключений из приведенного правила в отношении унитарных предприятий (равно как и иных заказчиков), находящихся в стадии ликвидации.
До момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) записи о ликвидации (прекращении деятельности) унитарного предприятия оно сохраняет правоспособность, в том числе заключать договоры (осуществлять закупки)*(2). А поскольку специального порядка осуществления закупок ликвидируемым унитарным предприятием законодательство не предусматривает, до внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации унитарного предприятия (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ) оно при осуществлении закупок обязано руководствоваться положениями Закона N 44-ФЗ, за исключением случаев, указанных в ч. 2.1 ст. 15 этого Закона (смотрите, например, постановление УФАС по Республике Алтай от 09.09.2016 N 32/3).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Павлова Наталия

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

2 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите в связи с этим ответ на Вопрос: Какие действия необходимо предпринять государственному унитарному предприятию Республики Крым в 2016 году, чтобы с 1 января 2017 года перейти на закупки, предусмотренные Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2016 г.).
*(2) Смотрите, например, ответ на Вопрос: Организация, находящаяся в процессе ликвидации, еще не составила окончательный ликвидационный баланс и выступает в договоре купли-продажи в качестве покупателя. Данная организация также внесла в качестве предоплаты 80% указанной в договоре цены товара. Поставка товара согласно условиям договора осуществляется только после внесения 100% оплаты. Может (вправе) ли организация, находящаяся в стадии ликвидации, переуступить свои права и обязанности по договору поставки другому юридическому лицу? Должен ли уполномоченный ликвидатор подписывать соглашение об уступке? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2015 г.).

 

Все консультации данной рубрики