Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

22.12.2016
ВОПРОС:
Государственным учреждением (орган управления государственным внебюджетным фондом) по государственному контракту приобретена дизельная подстанция (движимое имущество) в целях создания резервного источника электроэнергии.
Контракт с поставщиком подстанции был заключен в прошлом году и оплачен по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ. После поставки подстанции выяснилось, что она не может функционировать без доведения ее до состояния, годного к эксплуатации. Соответственно, на счет учета основных средств она поставлена не была. В целях доведения подстанции до состояния, годного к эксплуатации, в текущем году был заключен контракт (отражен по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ) на строительно-монтажные работы.
По этому государственному контракту были оплачены следующие расходы: оплата сметы, приобретение ёмкости для топлива и её монтаж под землей, работы по монтажу и подключению дизельной подстанции, благоустройство территории.
Ёмкость для топлива и дизельная подстанция используются как единый объект в качестве резервного источника электроэнергии.
Как бюджетному учреждению правильно поставить на бухгалтерский учет подстанцию и ёмкость для топлива: как один объект основных средств или как два объекта? Какие документы должны быть оформлены?
Как должны быть учтены остальные перечисленные расходы?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вопросы, возникающие при постановке объектов на балансовый учет (в частности, возможность отнесения их к самостоятельным инвентарным объектам), решаются уполномоченными должностными лицами учреждения, обладающими полной информацией о соответствующих объектах.
Комплекс, состоящий из дизельной подстанции и емкости для топлива, может быть учтен по решению соответствующих должностных лиц одним из двух способов:
1. Как единый объект основных средств, если должностными лицами учреждения принято решение, что дизельная подстанция может выполнять свои функции только совместно с емкостью для топлива и при этом по комплексу установлен единый срок полезного использования. В таком случае дизельную подстанцию следовало рассматривать в качестве оборудования к установке или готовой строительной конструкции и, соответственно, отражать ее приобретение по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
2. В качестве, как минимум, двух отдельных инвентарных объектов основных средств - дизельной подстанции и емкости для топлива. При этом для учета в качестве отдельных объектов основных средств принципиальным является возможность осуществления такими объектами самостоятельных функций и (или) разный срок полезного использования составных частей единого объекта.

Обоснование вывода:
В соответствии с положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), на статью 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ подлежат отнесению расходы получателей бюджетных средств, связанные с:
- оплатой контрактов на строительство, приобретение (изготовление) объектов, относящихся к основным средствам;
- оплатой контрактов на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
Отметим, что любое решение об отнесении материальных ценностей к соответствующей группе нефинансовых активов является субъективным - оно основывается на профессиональном суждении конкретных должностных лиц учреждения, в котором будет осуществляться использование (эксплуатация) имущества. Именно поэтому специалисты финансового ведомства указывают: такие решения относятся к компетенции сотрудников госучреждения, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для их принятия (смотрите, в частности, письма Минфина России от 11.11.2013 N 02-06-010/48099, от 27.02.2012 N 02-07-10/534). Соответствующие решения принимаются в организациях госсектора совместно с постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов (согласно п. 34 "Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета...", утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н). То есть вопросы, возникающие при постановке объектов на балансовый учет (в частности, возможность отнесения их к самостоятельным инвентарным объектам), решаются уполномоченными на принятие соответствующих решений должностными лицами, обладающими полной информацией о соответствующих объектах. При этом для учета в качестве отдельных объектов основных средств принципиальным является возможность осуществления такими объектами самостоятельных функций (согласно п. 41 Инструкции N 157н).
Соответственно, отражение расходов, связанных с поставкой дизельной подстанции, по статье 310 "Увеличение стоимости основных средств" КОСГУ означает, что ранее должностными лицами учреждения было принято решение по учету дизельной подстанции в составе основных средств. Дизельная подстанция, как правило, сама, без соединения с дополнительной емкостью для топлива, может выполнять функции резервного источника энергии, поскольку уже содержит встроенную емкость для некоторого объема топлива. Кроме того, для дизельной подстанции и отдельной от нее емкости для топлива могут быть установлены разные сроки полезного использования. В таком случае, согласно абз. 2 п. 45 Инструкции N 157н, эти объекты, даже работающие в составе единого комплекса, могут быть учтены как самостоятельные инвентарные объекты основных средств.
Если же должностными лицами учреждения принято решение, что без проведения работ по установке и присоединению к ней емкости для топлива дизельная подстанция не сможет выполнять возложенной на нее функции резервного источника электроэнергии, то в такой ситуации можно говорить, что приобретенная дизельная подстанция не удовлетворяет условиям включения ее в состав основных средств. Пунктом 99 Инструкции N 157н прямо установлено, что независимо от стоимости и срока полезного использования в состав материальных запасов подлежат включению, в частности:
- готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.));
- оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки.
Относительно рассматриваемой ситуации это означает, что в таком случае поставка дизельной подстанции должна была быть отражена по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ как поставка объекта, относимого в соответствии с положениями Инструкции N 157н, в состав материальных запасов. Другими словами, уполномоченными должностными лицами учреждения в данном случае было принято ошибочное решение по учету дизельной подстанции в качестве отдельного основного средства.
Монтажные работы по оборудованию, требующему монтажа, в случае если данные работы не предусмотрены договорами поставки, а также аналогичные работы и услуги отражаются по статье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (в соответствии с положениями п. 3 раздела V Указаний N 65н).
Исходя из положений п. 1 ст. 704 ГК РФ, подрядные работы выполняются иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами (если иное не предусмотрено договором подряда). Соответственно, комплекс работ по доведению основного средства до состояния, годного к эксплуатации (включая стоимость материалов, израсходованных подрядчиком), а также иные комплексные работы могут быть отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В Вашей ситуации услуги по выполнению комплекса строительно-монтажных работ, связанных с доведением дизельной подстанции до состояния, годного к эксплуатации, отражены по подстатье 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, что не противоречит положениям Указаний N 65н.
При этом специалисты финансового ведомства неоднократно подчеркивали: оплата работ в полном объеме за счет статьи 220 "Оплата работ, услуг" КОСГУ вовсе не означает, что по результатам проведения таких работ к учету не могут быть приняты отдельные объекты, подпадающие под действующие критерии отнесения к основным средствам.
По мнению специалистов финансового ведомства, такие объекты благоустройства, как дорожки, площадки и т.п., могут быть как учтены в качестве отдельных основных средств (смотрите, к примеру, письмо Минфина России от 09.07.2014 N 02-06-10/33303), так и учитываться при формировании первоначальной стоимости возводимого объекта основных средств (письмо Минфина России от 21.01.2016 N 02-05-11/2535). Поэтому вопрос о порядке учета созданных объектов благоустройства должен быть решен профильной комиссией учреждения исходя из характеристик таких объектов.
В соответствии с Указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 (далее - Указания N 100), для приемки выполненных подрядных строительно-монтажных работ производственного, жилищного, гражданского и других назначений применяется Акт о приемке выполненных работ (ф. N КС-2). Этот акт составляется на основании данных Журнала учета выполненных работ (ф. N КС-6А), который ведется в подрядной организации. Кроме того, в соответствии с Указаниями N 100 для расчетов с заказчиками за выполненные работы используется Справка о стоимости выполненных работ и затрат (ф. N КС-3). Указанные формы документов, как и накладные, составленные поставщиками, будут служить для организации госсектора документальным подтверждением исполнения со стороны подрядчика, поставщика возложенных на него в соответствии с контрактом обязанностей.
Факты хозяйственной жизни в бухгалтерском учете организаций госсектора отражаются на основании первичных учетных документов, составленных по формам, предусмотренным приказом Минфина России от 30.03.2015 N 52н. В случае отсутствия установленных форм - по формам, утвержденным субъектом учета в рамках формирования его учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н).
При приобретении основных средств оформляется Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), а также может оформляться Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (в случаях, предусмотренных учетной политикой учреждения). Решение о постановке основного средства на баланс оформляется профильной комиссией учреждения Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

29 ноября 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики