Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

27.12.2016
ВОПРОС:
Организация кинематографии заключает лицензионный договор о передаче прав на использование аудиовизуального произведения. Предмет договора - показ фильма на платном телевизионном канале (по заказу). Фильм имеет удостоверение национального фильма. В тексте договора одновременно с вышеуказанным правом указано, что в целях реализации прав, передаваемых по договору, лицензиат также вправе: использовать любые фрагменты и (или) элементы произведения, включая кадры из произведения, его краткое содержание, иллюстрационные материалы и рекламные ролики произведения, любыми способами, включая сообщение в эфир, в том числе через спутник, сообщение по кабелю, доведение до всеобщего сведения по телекоммуникационным сетям и системам связи, включая сеть Интернет, в том числе в мобильных приложениях, воспроизведение и распространение в печатных и иных СМИ и в наружной рекламе, исключительно в целях анонсирования и рекламирования.
Правомерно ли при упоминании в договоре слова "реклама" пользоваться льготой, установленной в пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации возможность использования лицензиатом фрагмента фильма в наружной рекламе для анонсирования и рекламирования указанного фильма не является препятствием к применению льготы по НДС в соответствии с пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Обоснование позиции:
Кинематографические произведения относят к аудиовизуальным произведениям (п. 1 ст. 1263 ГК РФ). Аудиовизуальным произведением является произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств.
Аудиовизуальные произведения относятся к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Правообладатель может распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на РИД любым не противоречащим закону и существу такого исключительного права способом, в том числе путем предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор*(1)) (п. 1 ст. 1233 ГК РФ).
Согласно п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности, публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения (пп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).
Необходимо отметить, что фрагмент фильма, который, как мы поняли из рассматриваемой ситуации, лицензиат вправе использовать в рекламных целях для анонсирования и рекламирования фильма, является неотделимой частью сюжетной линии этого фильма. Фильм, в свою очередь, с учётом п. 1 ст. 11 НК РФ, ст. 3 Федерального закона от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации", является кинопродукцией. При реализации прав на использование такой кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, применяется освобождение от налогообложения по НДС (пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ).
В определении Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.03.2011 N ВАС-17991/10, постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2010 N 09АП-20236/2010 было указано, что использование части фильма в качестве рекламного ролика не является основанием для исключения данной части фильма как рекламы. Суды также отметили, что не рекламный ролик является частью фильма, а фрагмент фильма является частью рекламного ролика. При этом сам фрагмент фильма остается в первоначальном виде.
Исходя из этого можно сделать вывод о том, что использование части фильма в качестве рекламного ролика не означает, что эта часть фильма относится к рекламной продукции. При этом фильм в целом по-прежнему будет отвечать признакам кинопродукции в целях применения льготы по НДС на основании пп. 21 п. 2 ст. 149 НК РФ.
Таким образом, полагаем, что возможность использования в рассматриваемой ситуации лицензиатом фрагмента фильма, являющегося неотделимой частью его сюжетной линии, в наружной рекламе (в целях анонсирования и рекламирования указанного фильма) не означает невозможность применения льготы по НДС при реализации прав на использование указанной кинопродукции.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав

9 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) На основании п. 1 ст. 1235 ГК РФ по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах.

Все консультации данной рубрики