Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Налоги
-
28.12.2011
- Организация обратилась, ссылаясь на ст. 21 НК РФ, в налоговую инспекцию с запросом о предоставлении официальной информации о суммах излишне уплаченных налогов, в том числе НДФЛ. Получен ответ, что у налоговой инспекции отсутствует возможность предоставления информации по имеющейся переплате НДФЛ. Переплата НДФЛ образовалась не по причине излишнего удержания этого налога из доходов работников, а в связи с добровольным излишним перечислением в бюджет средств с указанием КБК, соответствующего НДФЛ. При подготовке сведений по форме 2-НДФЛ организация не указывает сумму переплаты.
Как в такой ситуации законно вернуть переплату? Как получать информацию по суммам НДФЛ?
В соответствии с п. 3 ст. 78 налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога (и его сумме) в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В соответствии со ст. 207 НК РФ плательщиками НДФЛ являются физические лица. Организация, которая удерживает и перечисляет за своих работников НДФЛ в бюджет, плательщиком НДФЛ не является, а исполняет функции налогового агента (п. 1 ст. 226 НК РФ). При этом НДФЛ удерживается и перечисляется в бюджет только с сумм фактически полученных физическими лицами доходов (письмо Минфина России от 22.12.2010 N 03-11-11/327).
Обращаем Ваше внимание, что статьей 226 НК РФ уплата НДФЛ за счет собственных средств налоговых агентов прямо запрещена (п. 9).
Как следует из вопроса, организация обратилась в налоговый орган с запросом о предоставлении данных о переплате по НДФЛ со ссылкой на ст. 21 НК РФ. Следует отметить, что указанной статьей установлены права именно налогоплательщиков. В рассматриваемой же ситуации организация выступает в качестве не налогоплательщика, а налогового агента. Права и обязанности налоговых агентов установлены статьей 24 НК РФ.
Как следует из вопроса, на запрос в налоговый орган организация получила ответ, из которого следует, что переплата по НДФЛ по данным налогового органа не числится.
Обращаем Ваше внимание, что НДФЛ является адресным, персонифицированным налогом, то есть исчисляется в отношении конкретного физического лица - налогоплательщика. И если при исчислении НДФЛ организация удержание налога из доходов работника производит адресно, то при перечислении "с запасом", то есть в сумме большей, чем исчислено, сумма переплаты по налогоплательщикам - физическим лицам, видимо, не распределяется. Как следствие, при подготовке сведений о начисленных, удержанных и перечисленных суммах НДФЛ с доходов работников по форме 2-НДФЛ организация, как мы поняли из данного и предыдущего вопросов, не указывает сумму переплаты. Следовательно, и у налогового органа не может быть сведений о переплатах НДФЛ.
В создавшейся ситуации организации необходимо правильно идентифицировать сумму переплаты.
В письме ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764 "О возврате налога" (далее - Письмо) рассмотрена аналогичная ситуация. При этом налоговое ведомство констатировало, что перечисленная в бюджетную систему Российской Федерации сумма, превышающая сумму фактически удержанного из доходов физических лиц налога на доходы физических лиц, не является налогом на доходы физических лиц. Перечисление указанной суммы произведено неправомерно.
Далее в Письме разъясняется, что в рассматриваемой ситуации налоговому агенту необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет организации суммы, не являющейся налогом на доходы физических лиц и ошибочно перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации.
Согласно пп. 10 и пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и представлять по запросу указанных лиц справки о состоянии их расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам оформляются актом, который вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи в течение следующего дня после составления такого акта.
Обратите внимание, что ответственность за перечисление в течение налогового периода сумм сверх удержанных из доходов работников НК РФ не предусмотрена. Это подтверждено и судебной практикой, например постановлением Президиума ВАС РФ от 23.08.2005 N 645/05, постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 13.11.2007 N Ф04-7817/2007(40014-А45-19), определением ВАС РФ от 06.03.2008 N 2281/08.
Однако риск в данной ситуации заключается в том, что у организации может сложиться убеждение о правомерности зачета исчисляемого в текущем периоде (будущих периодах) НДФЛ в счет имеющейся переплаты.
В уже упомянутом Письме ФНС России прямо разъяснено, что наличие переплаты не освобождает налогового агента от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога, фактически удержанного из доходов физических лиц, выплачиваемых в более поздние сроки.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации рекомендуем организации обратиться в налоговый орган с просьбой о возврате сумм, не являющихся налогом, и проведения сверки расчетов по НДФЛ в соответствии с пп. 10 и пп. 11 п. 1 ст. 32 НК РФ. При этом целесообразно сослаться на письмо ФНС России от 04.07.2011 N ЕД-4-3/10764.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Машедо Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
5 декабря 2011 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним