Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Бюджетный учет
-
29.12.2016
- Между бюджетным учреждением (Республика Адыгея) и подрядчиком в 2015 году был заключен контракт на выполнение текущего ремонта помещений в рамках субсидии на выполнение госзадания. В соответствии с условиями контракта объемы работ выполнены в срок и осуществлена оплата.
В 2016 году контрольными органами при проведении проверки (ревизии) установлено, что подрядчиком неправомерно включены в формы КС-2, КС-3, а бюджетным учреждением оплачены фактически невыполненные объемы работ.
По результатам проверки контрольным органом предписано возместить в доход бюджета средства, оплаченные за невыполненные работы. Претензий к качеству и объему выполненного госзадания за 2015 год у проверяющих нет. Речь о нецелевом расходовании средств не идет.
Поступление от подрядчика денежных средств за фактически невыполненные объемы работ бюджетным учреждением должно учитываться как восстановление кассовых расходов.
Какими проводками отражаются в бухучете бюджетного учреждения данные операции? Возникает ли обязанность у бюджетного учреждения по перечислению данных сумм в доход бюджета?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с действующим законодательством у бюджетного учреждения не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм, поступающих в счет возмещения (компенсации) расходов, которые были произведены в прошлые годы за счет средств субсидии на выполнение государственного задания.
Задолженность по возмещению ущерба или компенсации расходов отражается в учете путем начисления новых доходов и увеличения дебиторской задолженности. Для учета расчетов по компенсации контрагентом расходов бюджетного учреждения применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам".
Обоснование вывода:
1. Случаи, когда в ходе проведения в отношении государственных (муниципальных) учреждений мероприятий финансового контроля контролирующие органы выявляют различные нарушения, связанные с завышением стоимости выполненных строительно-монтажных или ремонтно-строительных работ (оплата фактически невыполненных работ, завышение или неправильное применение сметных нормативов и т.д.), являются довольно распространенными. При этом по результатам таких контрольных мероприятий учреждению направляются представления или предписания с требованием о взыскании с подрядных организаций сумм излишне уплаченных денежных средств и перечислении их в доход соответствующего бюджета.
Между тем в случае, если госзадание выполнено, возврат неиспользованных средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в следующем финансовом году не предусмотрен (смотрите, в частности, Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) (п. 7 раздела "Вопросы ведения бюджетного учета и формирования бюджетной отчетности")).
В соответствии с ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ не использованные в текущем финансовом году остатки средств субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых созданы учреждения. И только при невыполнении госзадания остатки субсидии подлежат возврату в бюджет в объеме, соответствующем не достигнутым показателям задания*(1) (смотрите также письмо Минфина России от 01.04.2016 N 02-06-07/19436, п.п. 41, 46 "Положения о формировании государственного задания...", утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.06.2015 N 640).
В вопросе же речь идет о неправомерном расходовании средств субсидий, выделенных на выполнение задания учредителя. В таком случае требование о перечислении в бюджет сумм, взысканных с подрядчика в связи с установлением в ходе контрольных мероприятий необоснованного завышения объема работ по ремонту помещений, неправомерно. В соответствии с действующим законодательством у бюджетного учреждения не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм, поступающих в счет возмещения (компенсации) расходов, которые были произведены в прошлые годы за счет средств субсидии на выполнение государственного задания. Аналогичной позиции придерживаются и специалисты уполномоченных органов (смотрите, например, Информацию Федерального казначейства от 11.09.2015 "Ответы на вопросы, поступившие от финансовых органов по субъектам Российской Федерации к Всероссийскому совещанию в г. Сочи (14-19 сентября 2015 г.) (1 часть)" - Вопрос 24).
Отметим, что даже при получении предписания подобное решение проверяющих органов может быть оспорено учреждением в судебном порядке (ч. 5 ст. 27 Федерального закона от 05.04.2013 N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации", ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ). При рассмотрении дел об оспаривании предписаний контролирующих органов в аналогичных ситуациях судебные органы как поддерживают проверяющих*(2), так и принимают сторону учреждений*(3).
2. В отношении порядка учета средств, поступивших от подрядчика в данной ситуации, следует отметить, что расходы бюджетного учреждения, связанные с оплатой в 2015 году завышенных (невыполненных) подрядчиком объемов работ, уже были отнесены на финансовый результат прошлого финансового года, что не позволяет говорить о восстановлении расходов прошлого года.
В данной ситуации можно говорить о причинении ущерба бюджетному учреждению, выразившемуся в виде излишне произведенного учреждением расхода. В текущем (2016) году производится компенсация излишне произведенных в 2015 году расходов бюджетного учреждения.
Подчеркнем: при ведении бухгалтерского учета необходимо проводить четкую границу между "доходными" операциями и операциями по восстановлению кассовых выплат. Под "восстановлением кассовой выплаты", как правило, понимается поступление денежных средств, направленное на восстановление (компенсацию) конкретных кассовых расходов госучреждения - денежные средства должны поступать от того юридического (физического) лица (контрагента), которому такая выплата была произведена ранее, и в рамках того же договора (в рамках той же операции).
Задолженность по возмещению ущерба или компенсации расходов отражается в учете путем начисления новых доходов и увеличения дебиторской задолженности. При этом должно выполняться хотя бы одно из двух приведенных ниже условий:
1) доходы начисляются по новым основаниям (по новому договору, по материалам мероприятия государственного (муниципального) финансового контроля (аудита) или внутреннего финансового контроля);
2) расчеты по возмещению ущерба или компенсации расходов будут осуществляться с новыми контрагентами, сотрудниками, физическими лицами.
Для учета расчетов по компенсации контрагентом расходов бюджетного учреждения применяется счет 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н).
В соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, доходы от компенсации затрат бюджетного учреждения подлежат отнесению к статье 130 аналитической группы подвида доходов бюджета и отражению по статье 130 КОСГУ.
Учитывая изложенное, доходы в виде компенсации расходов бюджетного учреждения подлежат отражению на счете 209 30 "Расчеты по компенсации затрат".
Доходы в виде санкций, предъявляемых бюджетным учреждением к различным субъектам (в том числе возникшие по деятельности за счет средств субсидии на выполнение государственного задания), признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению по КФО "2" (смотрите, в частности, письма Минфина России от 25.03.2013 N 02-06-07/9374, от 18.09.2012 N 02-06-10/3788, от 18.12.2012 N 02-04-12/5226). При этом данный порядок учета не препятствует принятию в организации самостоятельного решения:
- о направлении средств на осуществление расходов, связанных с выполнением госзадания;
- о перечислении поступивших средств в доход бюджета.
Таким образом, с учетом изложенного и на основании положений Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, операции по возмещению подрядчиком неправомерно оплаченных ему в 2015 году объемов работ и перечислению этих сумм в доход бюджета (при принятии такого решения) могут быть отражены в бухгалтерском учете бюджетного учреждения с использованием следующих корреспонденций:
1) Дебет 2 209 30 560 Кредит 2 401 10 130
- начислена сумма компенсации затрат бюджетного учреждения;
2) Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 209 30 660
- отражено поступление денежных средств от подрядчика в счет компенсации затрат;
Одновременно отражено увеличение забалансового счета 17 (код 510 КОСГУ);
3) Дебет 2 401 20 290 Кредит 2 303 05 730
- отражено принятие обязательства по перечислению средств субсидии, неправомерно израсходованных в 2015 году, в доход бюджета;
4) Дебет 2 303 05 830 Кредит 2 201 11 610
- денежные средства, поступившие от подрядчика, перечислены в доход бюджета;
Одновременно отражено увеличение по забалансовому счету 18 (КОСГУ 290).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
5 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В отношении государственных учреждений Республики Адыгея такая обязанность установлена ст. 27.1 Закона Республики Адыгея от 08.04.2008 N 161 "О бюджетном процессе в Республике Адыгея" (с изменениями и дополнениями) и примерной формой Соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) бюджетными и автономными учреждениями Республики Адыгея, утвержденной приказом Министерства финансов Республики Адыгея от 21.12.2010 N 202-А.
*(2) Смотрите, например:
- решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.10.2015 по делу N А05-9602/2015;
- решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 21.07.2016 по делу N А71-4409/2016.
*(3) Смотрите, например:
- Апелляционное определение СК по гражданским делам Самарского областного суда от 02.09.2015 по делу N 33-9980/2015;
- решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 19.11.2015 по делу N 2а-7483/2015.
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним