Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

10.01.2017
ВОПРОС:
С 1 января 2017 года вступят в силу изменения по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которым государственные унитарные предприятия будут расходовать средства по этому закону.
Государственное унитарное предприятие (аптечная база) закупает лекарственные средства в основном напрямую у поставщиков и в больших объемах, что позволяет значительно снижать цену приобретаемого товара. Затем, уже применяя определенные торговые наценки, оно участвует в торгах для обеспечения лекарственными препаратами других лечебно-профилактических учреждений.
Как будет осуществляться коммерческая деятельность государственных унитарных предприятий после внесения указанных изменений в законодательство? Закупка у поставщиков должна осуществляться в форме аукционов, котировок и т.д. или данные процедуры должны применяться только для собственных нужд учреждения?
Как с вступлением в силу указанных изменений будет осуществляться деятельность государственных унитарных предприятий? Стоит ли рассматривать вопрос об изменении организационно-правовой формы на АО или ООО? Какую работу должен провести учредитель в отношении государственных унитарных предприятий?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
С 1 января 2017 года все унитарные предприятия будут обязаны осуществлять любые закупки и для собственного потребления, и для последующей перепродажи в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе. Исчерпывающий перечень исключений из этого правила предусмотрен вступающей в силу с указанной даты редакцией закона.

Обоснование вывода:
С 1 января 2017 года правовое регулирование осуществления закупок унитарными предприятиями изменится. Федеральным законом от 03.07.2016 N 321-ФЗ (далее - Закон N 321-ФЗ), вступающим в силу с указанной даты, в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) внесены изменения, в соответствии с которыми с указанной даты государственные и муниципальные унитарные предприятия становятся одной из категорий заказчиков, обязанных при осуществлении закупок товаров, работ и услуг применять положения Закона N 44-ФЗ (смотрите, в частности, п. 3 ч. 1 ст. 1, п. 7 ст. 3, ч. 2.1 ст. 15 этого Закона в будущей редакции).
Исключения из этого правила предусмотрены ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ в редакции Закона N 321-ФЗ. Согласно указанной норме при наличии принятого унитарным предприятием положения о закупке, предусмотренного ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон N 223-ФЗ), размещенного до начала года в единой информационной системе, унитарные предприятия осуществляют закупки в соответствии с таким положением, то есть в рамках требований Закона N 223-ФЗ, в следующих случаях:
1) за счет грантов, передаваемых безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории РФ в порядке, установленном законодательством РФ, субсидий (грантов), предоставляемых на конкурсной основе из соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ, если условиями, определенными грантодателями, не установлено иное;
2) в качестве исполнителя по контракту в случае привлечения на основании договора в ходе исполнения данного контракта иных лиц для поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, необходимых для исполнения предусмотренных контрактом обязательств данного предприятия, за исключением случаев исполнения предприятием контракта, заключенного в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ установлены случаи, на которые действие этого закона не распространяется.
Приведенный перечень случаев, установленный ч. 2.1 ст. 15 и ч. 2 ст. 1 Закона N 44-ФЗ, является исчерпывающим. Случай приобретения унитарным предприятием товаров с целью их последующей перепродажи к таковым не относится. При этом, в отличие от бюджетных учреждений, которым п. 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ при соблюдении определенных условий позволяет осуществлять закупки в соответствии с Законом N 223-ФЗ за счет средств, полученных при осуществлении ими приносящей доход деятельности, унитарным предприятиям такая возможность будущей редакцией Закона N 44-ФЗ не предоставлена: с 1 января 2017 года закупки за счет средств, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, унитарные предприятия будут обязаны осуществлять с соблюдением правил, установленных Законом N 44-ФЗ.
Для целей Закона N 44-ФЗ, на наш взгляд, нужды государственных и муниципальных унитарных предприятий будут рассматриваться как, соответственно, государственные и муниципальные нужды*(1), при этом положениями Закона N 44-ФЗ не установлено, что государственными и муниципальными нуждами является потребность заказчиков в закупке товаров, работ или услуг для собственного потребления.
Поэтому с 1 января 2017 года унитарные предприятия, в том числе государственные, будут обязаны осуществлять все закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ независимо от вида осуществляемой ими деятельности, на что указывается, например, в письмах Минэкономразвития России от 10.08.2016 N Д28и-2013, от 16.08.2016 N Д28и-2066, от 18.08.2016 N Д28и-2133, от 19.08.2016 N Д28и-2168. Полагаем очевидным, что это относится и к целям закупки товаров, работ, услуг - для собственного потребления или для их дальнейшей перепродажи. Косвенно это подтверждает позиция, изложенная в письмах Минэкономразвития РФ от 02.09.2011 N Д28-317, от 05.12.2011 N Д28-647, от 25.11.2013 N Д28и-2295 по вопросу применения заказчиками положений Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" в случае приобретения товаров, работ и услуг для дальнейшей перепродажи. Аналогичной позиции по вопросу применения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в случае осуществления бюджетными учреждениями закупок с целью последующей перепродажи придерживаются и представители Главного контрольного управления Челябинской области (http://www.gku74.ru/htmlpages/Show/Kontrolvsfererazmeshheniyazaka/Vopr). Несмотря на то, что указанные разъяснения даны по вопросу применения иных законов (в том числе не действующих), на наш взгляд, они актуальны и в рассматриваемой ситуации.
В рамках данной консультации мы не можем дать ответ на вопрос о необходимости или целесообразности преобразования унитарного предприятия в АО или ООО, так как данный вопрос может быть решен только собственником имущества унитарного предприятия либо лицом, наделенным соответствующими полномочиями, в ходе анализа деятельности предприятия. В случае принятия соответствующего решения унитарное предприятия может быть преобразовано в АО или ООО в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.
О мероприятиях, которые должны быть осуществлены для перехода унитарного предприятия на контрактную систему, Вы можете узнать в следующем материале: Энциклопедия решений. Действия, которые должны совершить унитарные предприятия в 2016 году, для перехода на контрактную систему.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

14 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

-------------------------------------------------------------------------
*(1) Смотрите по данному вопросу следующий материал: Энциклопедия решений. Унитарные предприятия в контрактной системе. Закупки по Закону N 44-ФЗ для собственных нужд с 1 января 2017 года.

 

Все консультации данной рубрики