Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

12.01.2017
ВОПРОС:
ЗАО и ООО являются взаимозависимыми организациями. Обе организации применяют общую систему налогообложения, не уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, зарегистрированы в одном субъекте РФ, не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ. Сумма доходов по сделкам между ними за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей. ООО является сельскохозяйственным товаропроизводителем. ЗАО приобретает долю в ООО. Величина приобретаемой доли на данный момент неизвестна.
Как ЗАО должно отразить у себя покупку в бухгалтерском и налоговом учете? Возникает ли обязанность по сдаче отчетности по контролируемым сделкам?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бухгалтерском учете организации-покупателя доли приобретенный актив отражается в составе финансовых вложений. На момент приобретения у нее не возникает налоговых последствий по налогу на прибыль организаций.
В рассматриваемом случае сделка между взаимозависимыми организациями по приобретению долей одной из них не относится к контролируемой, следовательно, в отношении нее не требуется представление уведомления о контролируемых сделках.

Обоснование вывода:

Бухгалтерский учет

Доля в уставном капитале общества - это актив организации в виде финансового вложения. Это следует из п.п. 2, 3 ПБУ 19/02 "Учет финансовых вложений" (далее - ПБУ 19/02).
Такие активы в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению, утвержденными приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, отражаются по дебету синтетического счета 58 "Финансовые вложения" в корреспонденции с кредитом счетов, на которых учитываются ценности, подлежащие передаче в счет этих вложений.
Финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) (п.п. 8, 9 ПБУ 19/02).
Фактическими затратами на приобретение активов в качестве финансовых вложений являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором продавцу;
суммы, уплачиваемые организациям и иным лицам за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением указанных активов. В случае, если организации оказаны информационные и консультационные услуги, связанные с принятием решения о приобретении финансовых вложений, и организация не принимает решения о таком приобретении, стоимость указанных услуг относится на финансовые результаты коммерческой организации (в составе прочих расходов) или увеличение расходов некоммерческой организации того отчетного периода, когда было принято решение не приобретать финансовые вложения;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации или иному лицу, через которое приобретены активы в качестве финансовых вложений;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением активов в качестве финансовых вложений.
Не включаются в фактические затраты на приобретение финансовых вложений общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением финансовых вложений.

Налог на прибыль организаций

Для организации-покупателя в момент приобретения доли в уставном капитале общества не возникает налоговых последствий по налогу на прибыль организаций.
В дальнейшем в случае последующей перепродажи доли соответствующий доход от реализации имущественных прав организация вправе уменьшить на цену их приобретения и на сумму расходов, связанных с их приобретением и реализацией, если иное не предусмотрено п. 10 ст. 309.1 или п. 2.2 ст. 277 НК РФ (пп. 2.1 п. 1 ст. 268 НК РФ). Если величина указанных расходов превысит выручку от продажи доли, то полученный убыток организация вправе признать для целей налогообложения прибыли (п. 2 ст. 268 НК РФ) (письма Минфина России от 27.05.2013 N 03-03-06/1/18992, от 30.04.2013 N 03-03-06/1/15198).
Обратите внимание: п. 3 ст. 105.3 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы с учетом цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки для целей налогообложения, указанная цена признается рыночной, если, в частности, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (ФНС России), не доказано обратное.
При заключении сделки между взаимозависимыми лицами на условиях, при которых применяемая цена отклоняется от рыночной, налогоплательщик может самостоятельно скорректировать базу и доплатить налоги (в частности, налог на прибыль организаций), если несоответствие цен повлекло занижение указанных налогов (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) (смотрите также письмо Минфина России от 18.10.2016 N 03-12-11/1/60594).

Уведомление о контролируемых сделках

На основании п. 1 ст. 105.16 НК РФ налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в ст. 105.14 НК РФ.
Сведения о совершенных контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, которые могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе, или по установленным форматам в электронной форме. В какой форме представлять уведомление (на бумаге или в электронной форме), налогоплательщик выбирает сам (п. 2 ст. 105.14 НК РФ).
В случае, если сделка не признается в целях НК РФ контролируемой, представление уведомления о контролируемых сделках в отношении такой сделки не требуется (письмо Минфина России от 16.09.2015 N 03-01-18/53089).
Признание сделок контролируемыми производится в соответствии со ст. 105.14 НК РФ.
Контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях НК РФ приравниваются отдельные сделки, поименованные в п. 1 ст. 105.14 НК РФ.
При этом налоговый контроль возможен в отношении не всех сделок между взаимозависимыми лицами (и приравненными к ним лицами), а при соответствии их определенным критериям, установленным в ст. 105.17 НК РФ.
Вы указали, что сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) между указанными лицами - российскими организациями за соответствующий календарный год превышает 100 млн. рублей, но не более 1 миллиарда рублей (смотрите также п. 1 письма Минфина России от 29.04.2014 N 03-01-РЗ/20100, письмо Минфина России от 10.11.2016 N 03-12-11/1/65788).
Полагаем, что этот критерий не может быть основополагающим при отнесении сделки к контролируемой.
Так, на основании п. 4 ст. 105.14 НК РФ вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным п.п. 1-3 ст. 105.14 НК РФ, не признаются контролируемыми следующие сделки:
1) сделки, сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ. Исключением являются сделки, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения НДПИ при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах (пп. 1 п. 4 ст. 105.14 НК РФ);
2) сделки, сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям, установленным в пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ:
- зарегистрированы в одном субъекте РФ;
- не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;
- не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;
- не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;
- отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп.пп. 2-7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ.
Насколько мы поняли, в рассматриваемом случае одна из сторон хотя и применяет налоговую ставку по налогу на прибыль в размере 0%, но это связано с п. 1.3, а не п. 5.1 ст. 284 НК РФ. В отношении этого в п. 2 письма Минфина России от 22.05.2015 N 03-01-18/29892 сообщено: сделки между взаимозависимыми лицами, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями, не перешедшими на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не могут быть признаны контролируемыми на основании пп. 3 и пп. 4 п. 2 ст. 105.14 НК РФ, что не исключает возможности признания таких сделок контролируемыми при наличии иных оснований, предусмотренных ст. 105.14 НК РФ.
Оценивая иные предусмотренные п.п. 2-4 ст. 105.14 НК РФ основания, полагаем, что стороны не соответствуют указанным в п.п. 1-3 ст. 105.14 и пп. 2 п. 4 ст. 105.14 НК РФ критериям, поэтому сделка между такими взаимозависимыми организациями по приобретению доли в одной из них не относится к контролируемой. Следовательно, в отношении такой покупки не требуется представления уведомления о контролируемых сделках.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Уведомление налоговых органов о совершенных контролируемых сделках;
- Энциклопедия решений. Взаимозависимые лица для целей налогообложения: понятие и порядок признания;
- Энциклопедия решений. Сделки между взаимозависимыми лицами, признаваемые контролируемыми;
- Энциклопедия решений. Сделки, не признаваемые контролируемыми.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

14 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

Все консультации данной рубрики