Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

12.01.2017
ВОПРОС:
Организация осуществляла такой вид торговли, как торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы. Торговля осуществлялась через два магазина. В I квартале 2017 года организация не будет осуществлять торговую деятельность, так как магазины организации закрываются, в них демонтируется оборудование, предназначенное для выкладки и демонстрации товаров покупателям, сами покупатели доступа в магазины не имеют. Единственные операции, которые осуществит организация, - это возврат товара поставщику. Возвращаться будет качественный товар, возможность такого возврата предусмотрена заключенным с поставщиком договором, отдельный договор купли-продажи на возвращаемый товар составляться не будет. Изменение размера торговой площади обусловлено тем, что один магазин окончательно закроется.
Является ли в данном случае организация, не осуществляющая никакого вида торговли, кроме возврата товара поставщику, плательщиком торгового сбора? По какой форме необходимо подать уведомление в налоговый орган (ТС-1 или ТС-2)?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В рассматриваемой ситуации организация не будет являться плательщиком торгового сбора в I квартале 2017 года, поэтому в налоговый орган ей нужно будет представить уведомление о снятии с учета в качестве плательщика торгового сбора по форме N ТС-2, утвержденной приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 1 ст. 410 НК РФ торговый сбор (далее также - сбор) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. В городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе сбор устанавливается НК РФ и законами указанных субъектов РФ, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ и обязателен к уплате на территориях этих субъектов РФ.
На основании п. 1 ст. 411 НК РФ плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), в отношении которых нормативным правовым актом этого муниципального образования (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории этого муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
Объектом обложения сбором признается использование объекта движимого или недвижимого имущества (далее также - объект осуществления торговли) для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, хотя бы один раз в течение квартала (п. 1 ст. 412 НК РФ).
В целях главы 33 НК РФ используются следующие понятия (п. 2 ст. 412 НК РФ):
1) дата возникновения объекта обложения сбором - дата начала использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) дата прекращения объекта обложения сбором - дата прекращения использования объекта осуществления торговли для осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор.
Согласно п. 1 ст. 413 НК РФ сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
В целях главы 33 НК РФ к торговой деятельности относятся следующие виды торговли (п. 2 ст. 413 НК РФ):
1) торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями);
2) торговля через объекты нестационарной торговой сети;
3) торговля через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы;
4) торговля, осуществляемая путем отпуска товаров со склада.
Под объектом осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в п. 2 ст. 413 НК РФ, для целей главы 33 НК РФ понимается здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор (пп. 1 п. 4 ст. 413 НК РФ).
В рассматриваемой ситуации организация осуществляла торговлю через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (пп. 3 п. 2 ст. 413 НК РФ).
Под торговлей для целей главы 33 НК РФ понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (пп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в НК РФ, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ.
Специальных определений таких понятий, как "объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов", "объекты нестационарной торговой сети", "объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы", "склад", и отдельных видов торговли (розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров) для целей главы 33 НК РФ в НК РФ не предусмотрено. При этом положения главы 33 НК РФ не предполагают использования норм иных специальных глав НК РФ для раскрытия указанных понятий.
В письме Минфина России от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 разъяснено, что в целях главы 33 НК РФ следует применять понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства РФ в части, не противоречащей главе 33 НК РФ. В частности, следует использовать понятия и термины, данные в ГК РФ, Федеральном законе от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" (далее - Закон N 381-ФЗ). Так, в целях главы 33 НК РФ следует использовать понятия оптовая торговля, розничная торговля, стационарный торговый объект, нестационарный торговый объект, площадь торгового объекта, торговая сеть, установленные ст. 2 Закона N 381-ФЗ.
Согласно п. 2 ст. 2 Закона N 381-ФЗ под оптовой торговлей понимается вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В рассматриваемой ситуации организация будет осуществлять возврат поставщику качественного товара, возможность такого возврата предусмотрена заключенным с поставщиком договором, отдельный договор купли-продажи на возвращаемый товар составляться не будет. Здесь следует отметить, что возврат качественных товаров поставщику оформляется в качестве реализации по той причине, что для ситуации, когда возврат товаров не обусловлен нарушением условий договора, данный договор следует считать исполненным, а возврат товара квалифицируется как новая сделка купли-продажи - так называемая "обратная реализация" (смотрите также письмо ФНС России от 26.10.2012 N ОА-4-13/18182 (вопрос 4)). Для возврата качественного товара не обязательно заключать отдельный договор, если условия такого возврата предусмотрены самим договором поставки.
Соответственно, можно прийти к выводу, что при возврате товара поставщику в рассматриваемой ситуации организация хоть и формально, но осуществляет торговую деятельность. При этом то обстоятельство, что данная операция может носить единичный характер, само по себе не отрицает факта возникновения объекта обложения сбором согласно п. 1 ст. 412 НК РФ (хотя бы один раз в течение квартала, дополнительно смотрите также письмо Минфина России от 03.03.2016 N 03-11-13/12306) при выполнении иных условий.
Вместе с тем следует иметь в виду, что объектом обложения сбором признается непосредственно использование объекта осуществления торговли (движимого или недвижимого имущества) для осуществления торговли.
Соответственно, для того, чтобы организация могла быть признана плательщиком торгового сбора в I квартале 2017 года, используемый ею для осуществления торговли объект должен относиться к объектам торговли, указанным в п. 2 ст. 413 НК РФ.
С учетом п. 1 ст. 11 НК РФ в целях главы 33 НК РФ под объектом торговли следует понимать здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (п. 4 ст. 2 Закона N 381-ФЗ, смотрите также письмо Минфина России от 10.12.2015 N 03-11-03/72137).
Из п.п. 1.5, 1.6 Порядка сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП, также следует, что для признания объекта объектом стационарной торговой сети необходимым условием является оснащение его оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
Отметим, что применительно к складам Минфин России разъясняет, что для того, чтобы признать склад объектом стационарной торговой сети (торговым объектом), его площадь должна согласно ст. 2 Закона N 381-ФЗ включать в себя помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей. Если склад не соответствует указанным требованиям, он не может быть признан объектом стационарной торговой сети в целях главы 33 НК РФ (письма Минфина России от 16.11.2016 N 03-11-06/4/67201, от 04.04.2016 N 03-11-06/4/21177, от 15.07.2015 N 03-11-10/40730 (вопрос 6)). Аналогичный подход применяется Минфином России к признанию объектом стационарной торговой сети офиса организации (письмо Минфина России от 05.04.2016 N 03-11-06/4/19272).
В рассматриваемой ситуации магазин, который был первоначально квалифицирован в целях уплаты торгового сбора в качестве объекта стационарной торговой сети, в I квартале 2017 года фактически не будет удовлетворять приведенным выше требованиям: оборудование для выкладки и демонстрации товаров будет демонтироваться, контрольно-кассовая техника будет снята с учета, покупатели не будут иметь доступа на объект. Торговая деятельность организации прекращается, и, по сути, помещения магазина будут использоваться для хранения товара, который будет возвращен поставщику.
В этой связи мы полагаем, что говорить об использовании организацией в I квартале 2017 года объекта осуществления торговли в предпринимательской деятельности в понимании п. 1 ст. 412 НК РФ и, соответственно, о возникновении у нее объекта обложения сбором нельзя.
Отметим также, что деятельность организации не будет облагаться торговым сбором и в качестве самостоятельной торговли, осуществляемой путем отпуска товаров со склада (пп. 4 п. 2 ст. 413 НК РФ), поскольку такой вид деятельности на территории города Москвы сбором не облагается (письма Минфина России от 16.11.2016 N 03-11-06/4/67201, от 04.04.2016 N 03-11-06/4/21177, письма Департамента финансов г. Москвы от 20.04.2015 N 90-01-01-07-53/15, от 17.03.2015 N 90-01-01-07-38/15).
Таким образом, на наш взгляд, организация в рассматриваемой ситуации не будет являться плательщиком сбора в I квартале 2017 года. Обращаем Ваше внимание, что данная точка зрения является нашим экспертным мнением. При этом мы не можем исключить вероятности того, что специалисты налоговых органов будут придерживаться иной позиции по данному вопросу.
В соответствии с п. 1 ст. 416 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора в налоговом органе осуществляются на основании соответствующего уведомления плательщика сбора, представляемого им в налоговый орган, либо на основании информации, представленной указанным в п. 2 ст. 418 НК РФ уполномоченным органом в налоговый орган. В уведомлении указывается информация об объекте обложения сбором: вид предпринимательской деятельности; объект осуществления торговли, с использованием которого осуществляется (прекращается) указанная предпринимательская деятельность; характеристики (количество и (или) площадь) объекта осуществления торговли, необходимые для определения суммы сбора.
Согласно п. 2 ст. 416 НК РФ плательщик сбора представляет соответствующее уведомление не позднее пяти дней с даты возникновения объекта обложения сбором. Осуществление вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен сбор, без направления указанного уведомления приравнивается к ведению деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе.
Плательщик сбора обязан уведомить налоговый орган о каждом изменении показателей объекта осуществления торговли, которое влечет за собой изменение суммы сбора, не позднее пяти дней со дня соответствующего изменения.
В случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности с использованием объекта осуществления торговли плательщик сбора представляет соответствующее уведомление в налоговый орган. Датой снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика сбора является дата прекращения осуществления плательщиком сбора вида деятельности, указанная в уведомлении (п. 4 ст. 416 НК РФ).
Поскольку в рассматриваемой ситуации в I квартале 2017 года организация не будет использовать для осуществления торговли объекты торговли, использование которых облагается торговым сбором (используемые объекты перестанут отвечать критериям признания их торговыми объектами), т.е. фактически прекратит предпринимательскую деятельность, связанную с использованием объекта осуществления торговли, то на основании п. 4 ст. 416 НК РФ она может представить в налоговый орган уведомление о снятии с учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, по форме N ТС-2, утвержденной приказом ФНС России от 22.06.2015 N ММВ-7-14/249@.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат экономических наук Игнатьев Дмитрий

15 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

 

Все консультации данной рубрики