Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

12.01.2017
ВОПРОС:
Возможно ли продление сроков исполнения муниципального контракта (срок контракта - 35 дней), заключенного по результатам электронного аукциона (Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд") вследствие ухудшения погодных условий (подрядчик не может выполнить работы в срок по причине дождливой погоды и снегопада)?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации увеличить срок действия контракта нельзя. Контракт может быть выполнен за пределами его срока.

Обоснование вывода:
Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и ст. 95 того же Закона. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Понятие существенных условий контракта Законом N 44-ФЗ не определено. Согласно п. 1 ст. 432 ГК РФ существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Из п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Следовательно, условия о сроке выполнения работ по контракту и о сроке действия контракта могут быть изменены только в установленных законом случаях.
Возможность изменения сроков исполнения контракта Закон N 44-ФЗ предусматривает лишь в двух случаях:
- при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (п. 6 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), что к рассматриваемому случаю, очевидно, не относится;
- в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, которая допускает изменение в 2016 году по соглашению сторон срока исполнения контракта, если исполнение контракта завершается в 2016 году. В этом случае изменение условий контракта осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 N 191 (далее - Правила).
Указанные Правила применяются лишь к контрактам, предметом которых являются: поставка товара, выполнение работы, оказание услуги, включенных в Перечни, утверждаемые органами, поименованными в пп. "а" п. 3 Правил, а также строительство, реконструкция, техническое перевооружение объектов капитального строительства, включая приобретение оборудования, входящего в смету строительства, реконструкции, технического перевооружения, и (или) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, за исключением научно-методического руководства.
При этом возможность изменения срока исполнения контракта обусловлена в Правилах необходимостью соблюдения следующих условий:
- срок исполнения контракта составляет свыше 6 месяцев (п. 3 Правил);
- контракт не может быть исполнен без изменения его условия по причинам, указанным в ст. 451 ГК РФ в связи с существенным изменением обстоятельств (п. 5 Правил).
В рассматриваемой ситуации срок контракта менее 6 месяцев. Более того, как показывает судебная практика, само по себе изменение погодных условий не свидетельствует о существенном изменении обстоятельств, то есть о наличии оснований для изменения контракта в соответствии со ст. 451 ГК РФ (смотрите, например, постановление АС Уральского округа от 12.10.2015 N Ф09-6545/15, постановление АС Северо-Западного округа от 29.01.2016 N Ф07-4109/15, постановление АС Уральского округа от 25.06.2015 N Ф09-3089/15). Поэтому в приведенной ситуации изменить срок действия контракта стороны не вправе.
Однако вышеизложенное не означает, что контракт не может быть исполнен или его исполнение неизбежно повлечет необходимость взыскания с исполнителя (подрядчика) санкций за просрочку исполнения. Сам по себе факт истечения предусмотренного контрактом срока его действия не влечет прекращения тех обязательств, которые возникли из этого контракта (п. 3 ст. 425 ГК РФ). Ни одна норма закона не запрещает выполнение работ и их приемку за пределами предусмотренного контрактом срока. Таким образом, заказчик вправе принять исполненное контрагентом и за пределами срока действия контракта. В случае нарушения подрядчиком предусмотренного контрактом срока выполнения работ заказчик формально в соответствии с требованиями ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ обязан направить подрядчику требование об уплате пени. Однако обязанность уплатить сумму пени возникает у подрядчика лишь при наличии вины, то есть если сроки выполнения работы нарушены по обстоятельствам, зависящим от подрядчика (смотрите, в частности, п. 2 ст. 330 ГК РФ). Если подрядчик не несет ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства, уплачивать пени он не обязан. Кроме того, в силу ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы*(1) или по вине другой стороны. Однако в рамках этой консультации оценить наличие вины подрядчика мы не можем.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

15 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Отметим, что изменение погодных условий, связанное с обычными погодными явлениями, в большинстве случаев не рассматривается как обстоятельство непреодолимой силы (смотрите, например, постановление Второго ААС от 30.08.2016 N 02АП-6432/16, постановление Восьмого ААС от 10.07.2015 N 08АП-6139/15, постановление Шестого ААС от 30.03.2015 N 06АП-855/15).

 

Все консультации данной рубрики