Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Госзакупки

16.01.2017
ВОПРОС:
Муниципальный заказчик является собственником нежилого помещения в многоквартирном жилом доме. В соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд муниципальный заказчик планирует заключить муниципальный контракт с управляющей компанией на ремонт имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 22 части 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае заключения контракта управления многоквартирным домом на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, управляющей компанией, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.
Однако п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлено, что закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
31 декабря 2016 года истекает срок договора управления многоквартирным домом, который не был подписан заказчиком. На очередном собрании собственники помещений намерены выбрать эту же управляющую компанию.
Вправе ли заказчик, не дожидаясь проведения общего собрания собственников, заключить контракт с управляющей компанией на основании п. 4 части 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Заключение контракта с управляющей компанией на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ до истечения срока действия договора управления многоквартирным домом либо до принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме не противоречит закону, однако сопряжено с определенными рисками.

Обоснование позиции:
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) возможно заключение контракта управления многоквартирным домом с единственным поставщиком (управляющей компанией) на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме или открытого конкурса, проводимого органом местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством, если помещения в многоквартирном доме находятся в частной, государственной или муниципальной собственности.
В то же время на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ возможно осуществление закупки у единственного поставщика без дополнительных оснований, приведенных в иных пунктах, в зависимости только от суммы закупки (не более 100 тысяч рублей) и доли в совокупном годовом объеме закупок.
Возможность осуществления закупки на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ обусловлена только суммой закупки и соблюдением ограничений лимита закупки, установленного данным пунктом, и не зависит от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Следовательно, по мнению Минэкономразвития России, заказчик вправе осуществлять закупку товаров, работ, услуг, предусмотренных различными пунктами ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ на основании п. 4 данной части, на сумму не более 100 тысяч рублей в пределах установленного лимита (смотрите, например, письма Минэкономразвития России от 28.03.2016 N Д28и-757, от 18.02.2016 N Д28и-393, от 21.01.2016 N Д28и-91, от 20.07.2015 N Д28И-2065, от 25.05.2015 N Д28и-1363, от 12.03.2015 N Д28и-393).
Однако в приведенной ситуации необходимо учитывать положения жилищного законодательства.
С одной стороны, согласно ч. 6 ст. 162 ЖК РФ при отсутствии заявления одной из сторон о прекращении договора управления многоквартирным домом по окончании срока его действия такой договор считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, какие были предусмотрены таким договором.
Вместе с тем отметим, что согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. При этом согласно ч. 4 ст. 161 ЖК РФ, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом (а также в иных случаях, предусмотренных ЖК РФ), проводится открытый конкурс по отбору управляющей организации*(1).
Представляется, что в данном случае заключение контракта с управляющей компанией на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ до истечения срока действия договора управления многоквартирным домом либо до принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме сопряжено с определенными рисками. Правоприменительной практики по заданному вопросу мы, к сожалению, не обнаружили, поэтому не можем оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий в случае заключения заказчиком договора с управляющей компанией по основанию, предусмотренному п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ*(2).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Барсегян Артем

23 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

------------------------------------------------------------------------
*(1) По данному вопросу смотрите следующий материал: Вопрос: Должен ли орган местного самоуправления провести открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ (имеются в виду как многоквартирные дома, в которых есть неприватизированные муниципальные квартиры, так и дома, в которых все квартиры в частной собственности; среди них и дома, в которых уже имеется самоуправление, и дома, в которых самоуправления нет)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, ноябрь 2014 г.).
*(2) За официальными разъяснениями по вопросам применения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заказчик может обратиться в ФАС России (пп. 5.3.1.12 п. 5, пп. 6.3 п. 6 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331).

 

Все консультации данной рубрики