Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бухучет и отчетность

18.01.2017
ВОПРОС:
У организации на основных средствах установлена система видеонаблюдения. В декабре 2016 года была приобретена и установлена еще одна дополнительная видеокамера. Стоимость камеры - 10 000 руб.
Является ли это модернизацией, или расходы на приобретение камеры видеонаблюдения с учетом затрат по ее монтажу в существующую уже систему (без замены ее части) можно единовременно отнести на расходы в бухгалтерском учете?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В бухгалтерском и налоговом учете расходы на приобретение камеры видеонаблюдения с учетом затрат по ее монтажу в уже существующую систему (без замены ее части) увеличивают первоначальную стоимость дооборудованной системы видеонаблюдения.

Обоснование позиции:
В первую очередь обращаем внимание на то, что мы не вправе производить квалификацию монтажа приобретенной видеокамеры и интеграции ее в существующую систему видеонаблюдения с технической точки зрения. Окончательное решение об отнесении этого именно к модернизации организация должна принять самостоятельно в зависимости от конкретных технических характеристик объекта и основываться на профессиональном суждении конкретных должностных лиц организации, которые обладают полной и достоверной информацией, необходимой для принятия подобных решений.
Любые претензии должностных лиц контролирующих органов по поводу применения того или иного порядка учета подобных систем являются всего лишь их субъективной трактовкой существующих стандартов. Дополнительным обоснованием принятого решения об отнесении произведенных затрат могли быть сведения об улучшении (повышения) ранее принятых нормативных показателей функционирования системы видеонаблюдения и сведения об изменении ее технико-экономических показателей (постановление ФАС Московского округа от 28.09.2006 N КА-А40/7292-06).

Бухгалтерский учет

Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01). Согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
При этом п. 6 ПБУ 6/01 предусмотрено, что единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое, предназначенный для выполнения определенной работы.
Пункт 14 ПБУ 6/01 содержит закрытый перечень оснований для изменения первоначальной стоимости основных средств. Так, первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки (смотрите также п. 41 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)).
Согласно п. 42 Методических указаний затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств, учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы. По завершении данных работ учтенные затраты либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат. Из п. 60 Методических указаний можно сделать вывод, что результатом проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации является улучшение (повышение) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств.
При этом положения ПБУ 6/01 и Методических указаний детально не раскрывают, что следует понимать под достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией основных средств. Поэтому считаем возможным воспользоваться соответствующими определениями, приведенными в главе 25 НК РФ.
Так, в соответствии с п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
К техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
По нашему мнению, в рассматриваемом случае установка дополнительной камеры имеет следствием повышение качества функционирования существующей системы видеонаблюдения за счет увеличения охвата наблюдаемой территории и (или) отдельных объектов. Поэтому считаем, что в данном случае следует квалифицировать произведенные организацией затраты как расходы на дооборудование системы видеонаблюдения. Следовательно, расходы на приобретение и монтаж дополнительной камеры видеонаблюдения должны увеличивать первоначальную стоимость системы видеонаблюдения (основного средства), погашаемую в порядке начисления амортизации (п.п. 14, 17 ПБУ 6/01).

Налог на прибыль организаций

Как уже отмечалось ранее, расходы на приобретение и монтаж дополнительной камеры видеонаблюдения в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, следует рассматривать в качестве расходов на дооборудование основного средства (системы видеонаблюдения), что влечет за собой увеличение его первоначальной стоимости на величину соответствующих затрат и в налоговом учете (п. 2 ст. 257 НК РФ).
Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.
Таким образом, если в учетной политике организации для целей налогообложения предусмотрено применение амортизационной премии в отношении расходов на дооборудование основных средств, то организация в рассматриваемой ситуации вправе единовременно учесть в расходах часть затрат на дооборудование системы видеонаблюдения.
Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения (п. 3 ст. 272 НК РФ).
Если налогоплательщик использует право на применение амортизационной премии, то суммы, на которые изменяется первоначальная стоимость объектов в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации объектов, учитываются в суммарном балансе амортизационных групп (подгрупп) (изменяют первоначальную стоимость объектов, амортизация по которым начисляется линейным методом в соответствии со ст. 259 НК РФ) за вычетом не более 10% (не более 30% - в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) таких сумм.
В то же время нам встретился пример арбитражной практики, когда суд счел, что видеокамера - самостоятельный объект учета, поскольку способна выполнять свои функции как в составе конкретной видеосистемы, так и в составе любой другой видеосистемы, а также самостоятельно и в составе иных операционных комплексов (постановление ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2011 N Ф07-8120/11 по делу N А05-11812/2010). Такой подход предполагает обособление произведенных затрат и постановку на учет камеры как самостоятельного объекта бухгалтерского учета. В налоговом учете соответствующие расходы признаются в этом случае как материальные (п. 3 ст. 254, п. 1 ст. 256 НК РФ).
Организация вправе не принять рекомендованную точку зрения, но, на наш взгляд, приведенный порядок бухгалтерского и налогового учета расходов на приобретение и монтаж дополнительной камеры видеонаблюдения в рассматриваемой ситуации являются наиболее безопасным с точки зрения вероятности предъявления претензий налоговыми органами относительно правильности исчисления налоговой базы по налогу на прибыль (также и налогу на имущество организаций) и соответствующих сумм налогов.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Ответ прошел контроль качества

19 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Все консультации данной рубрики