Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

18.01.2017
ВОПРОС:
При проведении годовой плановой инвентаризации в бюджетном учреждении выявлена недостача основных средств. Указанные основные средства (особо ценное имущество) числятся в учете по виду деятельности "4", часть из них полностью самортизированы, некоторые имеют остаточную стоимость. Согласно пояснениям материально ответственных лиц данные основные средства были украдены в декабре 2009 года. Документами, подтверждающими проведение в 2009 году инвентаризации (в связи с хищением или перед составлением годового отчета), бухгалтерия не располагает. Своевременно недостача в бухгалтерском учете бухгалтером учреждения не отражена.
От правоохранительных органов получено письмо от 09.11.2016 о том, что по факту данной кражи 30.12.2009 было возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время прекращено по ст. 24 части 1 п. 3 УПК РФ (истечение сроков давности уголовного преследования).
Как в бухгалтерском учете бюджетного учреждения отразить недостачу основных средств? Какой подвид доходов применить в данном случае? Можно ли ее сразу списать с баланса учреждения по причине прекращения уголовного дела? Если можно, нужно ли отражать ее после списания в забалансовом учете?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При отражении операций, связанных с недостачей материальных запасов, в 15-17 разрядах счетов 2 209 71 000 и 2 401 10 172 следует указывать статью 410 "Уменьшение стоимости основных средств".
Если следственные органы официально уведомляют учреждение о прекращении уголовного дела, учреждением может быть рассмотрен вопрос о признании образовавшейся дебиторской задолженности по возмещению ущерба нереальной ко взысканию и списании ее с баланса.
При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается.

Обоснование вывода:
Отсутствие у учреждения достоверной информации о проведении в 2009 году обязательной инвентаризации в соответствии с п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49, и выявлении в ходе инвентаризации недостачи объектов нефинансовых активов, своевременно не отраженной в бухгалтерском учете, не позволяет говорить об исправлении ошибки в бюджетном учете, допущенной в прошлых отчетных периодах. Следовательно, в рассматриваемой ситуации речь может идти только об отражении в бухгалтерском учете результатов инвентаризации, проведенной учреждением в 2016 году.
В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учета отражаются в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
При выявлении по результатам инвентаризации недостач нефинансовых активов прежде всего следует списать с учета их балансовую стоимость*(1).
Обратите внимание, что для списания особо ценного имущества бюджетного учреждения потребуется разрешение собственника, соответственно, оформление его списания может занять достаточно значительный промежуток времени. В то же время имущество, фактически отсутствующее в учреждении, не отвечает понятию "актив", в подобных ситуациях профильная комиссия учреждения может принять решение об исключении с балансового учета недостающего имущества в связи с невозможностью его дальнейшего использования с одновременным отражением на дополнительно введенном забалансовом счете*(2) (например похищенные нефинансовые активы).
По общему правилу выбытие любых недостающих нефинансовых активов отражается по дебету счета 0 401 10 172 "Доходы от операций с активами" и кредиту соответствующих счетов нефинансовых активов.
Одновременно со списанием с учета имущества, выбывшего в результате недостачи или хищения, сумма ущерба должна быть учтена на счете 209 00 "Расчеты по ущербу и иным доходам" (п. 220 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, далее - Инструкция N 157н).
В частности, расчеты по ущербу основным средствам отражаются на счете 0 209 71 000 (п. 108 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н (далее - Инструкция N 174н)).
Сумма ущерба определяется исходя из текущей восстановительной стоимости материальных ценностей на день обнаружения ущерба - суммы денежных средств, которая необходима для восстановления указанных активов.
По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения такая дебиторская задолженность должна учитываться на балансовых счетах бюджетного учета.
В то же время в случае признания дебиторов неплатежеспособными (с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством, безнадежной, нереальной ко взысканию) дебиторская задолженность списывается с балансового учета.
Такое требование содержится в п. 339 Инструкции N 157н. Оно согласуется с положениями Закона N 402-ФЗ: на балансе организации госсектора подлежат отражению не все требования к юридическим и физическим лицам, а лишь те из них, которые относятся к активам.
Как следует из вопроса, несмотря на то, что факт хищения объектов основных средств своевременно не был отражен в бухгалтерском учете, уголовное дело по факту хищения было возбуждено, однако на данный момент прекращено по основаниям ч. 1 п. 3 ст. 24 Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее - УПК РФ) - истечение сроков давности уголовного преследования.
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 29.05.2012 N 02-06-10/1902, наличие документа о приостановлении (прекращении) исполнительного производства по основаниям, предусмотренным Законом об исполнительном производстве, является достаточным основанием для принятия субъектом учета решения о списании с балансового учета соответствующей дебиторской задолженности, признанной нереальной к взысканию в связи с отсутствием должника.
Таким образом, если следственные органы официально уведомляют учреждение о прекращении уголовного дела, учреждением может быть рассмотрен вопрос о признании образовавшейся дебиторской задолженности по возмещению ущерба нереальной ко взысканию и списании ее с баланса, ведь несвоевременное списание задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности) может привести к существенному искажению показателей бухгалтерской отчетности (в этой связи смотрите материал "Энциклопедия решений. Списание госучреждением задолженности неплатежеспособных дебиторов (нереальной ко взысканию дебиторской задолженности)").
Для наблюдения за возможностью взыскания дебиторской задолженности в случае изменения имущественного положения должников ее учитывают в течение пяти лет на забалансовом счете 04 "Задолженность неплатежеспособных дебиторов" (п. 339 Инструкции N 157н, Письмо Минфина РФ от 29.05.2012 N 02-06-10/1902). Однако при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность к забалансовому учету не принимается (абз. 4 п. 339 Инструкции N 157н).
Согласно ч. 3 ст. 214 УПК РФ возобновление производства по ранее прекращенному уголовному делу при истечении сроков давности привлечения лица к уголовной ответственности невозможно, что в данном случае позволяет не принимать списанную с баланса задолженность к забалансовому учету.
Коды аналитической группы подвида доходов бюджетов по видам доходов бюджетов, обязательных для применения всеми уровнями бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждает Министерство финансов Российской Федерации (п. 4.1 раздела II Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н)).
Аналитическая группа подвида доходов детализирована статьями и подстатьями, представленными в пп. 4.1.1 раздела II Указаний N 65н.
Так, доходные операции, связанные с выбытием нефинансовых активов, в том числе при их реализации, в части кассовых поступлений и выбытий отражаются на соответствующих статьях аналитической группы подвида доходов 400 "Выбытие нефинансовых активов", в том числе доходы от возмещения ущерба, выявленного в связи с недостачей основных средств, - статья 410 "Уменьшение стоимости основных средств".
Таким образом, в рассматриваемой ситуации при отражении в учете операций по выявленным недостачам нефинансовых активов в 15-17 разрядах номеров счетов 2 209 00 000 и 2 401 10 172 следует указывать соответствующую статью аналитической группы подвида доходов 400 "Выбытие нефинансовых активов". В частности, при отражении операций, связанных с недостачей материальных запасов, в 15-17 разрядах счетов 2 209 71 000 и 2 401 10 172 следует указывать статью 410 "Уменьшение стоимости основных средств".
С учетом изложенного и в соответствии с положениями п.п. 12, 109, 110 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н, в рассматриваемой ситуации операции, связанные с выявлением в ходе инвентаризации недостачи имущества, в бухгалтерском учете бюджетного учреждения могут быть отражены следующими бухгалтерскими записями:
1) Дебет 00000000000000000 4 104 2Х 410 Кредит 00000000000000000 4 101 2Х 410*(3)
- отражено списание основных средств с балансового учета в сумме начисленной амортизации;
2) Дебет 00000000000000410 4 401 10 172 Кредит 00000000000000000 4 101 2Х 410
- отражено списание похищенных основных средств с балансового учета в сумме остаточной стоимости;
3) Дебет 00000000000000410 2 209 71 560 Кредит 00000000000000410 2 401 10 172
- отражена сумма ущерба в связи с выявленной недостачей имущества;
4) Дебет 00000000000000410 2 401 10 172 Кредит 00000000000000410 2 209 71 660
- отражено списание суммы ущерба с балансового учета в связи с прекращением уголовного дела.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Отражение результатов инвентаризации в учете госучреждения;
- Энциклопедия решений. Отражение в учете госучреждения недостач нефинансовых активов, выявленных при инвентаризации;
- Энциклопедия решений. Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария

22 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Порядок списания государственного (муниципального) имущества (в том числе по причине хищения) каждое публично-правовое образование устанавливает самостоятельно - соответствующий нормативный правовой акт издает уполномоченный орган власти (местного самоуправления). Смотрите также материалы "Энциклопедия решений. Согласование списания государственного и муниципального имущества" и "Энциклопедия решений. Списание государственного и муниципального имущества".
*(2) Пунктом 332 Инструкции N 157н учреждению предоставлено право вводить дополнительные забалансовые счета для сбора информации в целях обеспечения управленческого учета.
*(3) Если в разрядах 22, 23 номера счета бухгалтерского учета здесь и далее указано "ХХ" или "Х", то при формировании бухгалтерских записей должны применяться код группы, код вида синтетического счета объекта учета, соответствующие экономическому содержанию конкретной операции.

 

Все консультации данной рубрики