Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
19.01.2017
- Частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования планирует с организацией (ООО) заключить договор на оказание услуг по подбору медорганизаций для прохождения его сотрудниками медицинских обследований, а также с медицинской организацией заключить договор на медицинское прохождение обследований работниками данной организации, то есть, по сути, выступить посредником между ООО и медицинской организацией.
Каковы последствия возможного признания договора об оказании посреднических услуг сделкой, совершенной в противоречие с целями деятельности учреждения?
Прежде всего, отметим, что в соответствии с п. 2 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Исходя из собственных интересов и с учетом закрепленного в гражданском законодательстве принципа свободы договора стороны вправе заключить любой гражданско-правовой договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами, и определить его условия по своему усмотрению, если это не противоречит требованиям закона и иных правовых актов (п.п. 2, 4 ст. 421 ГК РФ).
Таким образом, стороны самостоятельно выбирают ту договорную конструкцию, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и целям, которых они намереваются достичь путем заключения данного договора. Например, стороны не лишены права заключить агентский договор, в соответствии с которым агент по поручению принципала будет осуществлять подбор медицинской организации с целью заключения с ней договора на проведение медицинских обследований, а также заключит указанный договор от имени и за счет принципала либо от своего имени за счет принципала (п. 1 ст. 1005 ГК РФ).
Вместе с тем при заключении такого договора агентом, являющимся некоммерческой организацией (в том числе частным учреждением - пп. 8 п. 3 ст. 50, п. 1 ст. 123.21, ст. 123.23 ГК РФ), необходимо принять во внимание, что такие юридические лица обладают специальной правоспособностью. В соответствии с п. 4 ст. 50 ГК РФ некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям. Пункт 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) также предусматривает, что некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.
Таким образом, оказание услуг агентирования на возмездной основе (ст. 1006 ГК РФ) или иных платных услуг частным учреждением возможно, если такая деятельность предусмотрена уставом учреждения и соответствует целям его деятельности, указанным в уставе (п.п. 1, 3 ст. 14 Закона N 7-ФЗ). Вопрос о соответствии посреднических услуг по подбору медицинской организации для заключения с ней договора на проведение медицинских обследований работников другого юридического лица целям деятельности частного образовательного учреждения дополнительного образования является оценочным. В материалах судебной практики можно обнаружить вывод о том, что не может рассматриваться как противоречащая требованиям п. 4 ст. 50 ГК РФ и ст. 24 Закона N 7-ФЗ посредническая деятельность частного учреждения, которая относится к сфере его основной деятельности (апелляционное определение СК по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 11.07.2016 по делу N 33а-12687/2016).
В соответствии со ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или иного лица, в интересах которого установлено ограничение, если доказано, что другая сторона сделки знала или должна была знать о таком ограничении.
Поэтому, на наш взгляд, нельзя исключить вероятности того, что в случае, если оказываемые частным учреждением посреднические услуги противоречат целям деятельности такого учреждения, предусмотренным уставом, договор об оказании услуг может быть признан недействительной сделкой по требованию самого учреждения или его учредителя (собственника имущества). Однако при рассмотрении такого требования суд будет учитывать конкретные обстоятельства совершения (и, возможно, исполнения) сделки. Так, в некоторых случаях требование стороны сделки или иного лица, которое ссылается на ее недействительность, не может быть удовлетворено, несмотря на наличие оснований для признания сделки недействительной (п.п. 2, 5 ст. 166 ГК РФ).
Также обратим внимание, что территориальный орган Минюста России вправе вынести частному учреждению предупреждение (предписание) об устранении нарушений законодательства и установить срок такого устранения (п. 4.1, пп. 5 п. 5 ст. 32 Закона N 7-ФЗ, п.п. 1, пп. 5 п. 6, п. 78 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста РФ от 30.12.2011 N 456). Невыполнение в установленный срок такого предписания может повлечь за собой применение к учреждению и его должностным лицам административных санкций (ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
20 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним