Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Налоги

20.01.2017
ВОПРОС:
В организации есть несколько обособленных подразделений - магазины (не филиалы). В настоящее время взносы в ПФР и ФСС РФ за обособленные подразделения платит головная организация. С 2017 года изменился порядок уплаты указанных взносов обособленными подразделениями.
Необходимо ли подавать сведения об уже действующих до 2017 года обособленных подразделениях в ФНС в целях уплаты страховых взносов (эти обособленные подразделения уже поставлены на учет в ФНС как плательщики НДФЛ, им присвоен КПП для оплаты НДФЛ)?
Если страховые взносы должны оплачивать за себя обособленные подразделения, образованные до 2017 года, самостоятельно, то каковы сроки и порядок уплаты (в том числе за декабрь 2016 года), а также КПП, на который необходимо уплачивать взносы?
Как быть с образовавшейся на 01.01.2017 переплатой по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством? Можно ли будет ее зачесть в счет уплаты платежей в 2017 году?
ОТВЕТ:

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Если ни одно из подразделений до начала 2017 года не производило начисления и выплаты сотрудникам подразделений и организация не планирует передавать им полномочия по начислению выплат и иных вознаграждений с 2017 года, то и сообщать о чем-либо в налоговые органы не требуется.
В случае наделения какого-либо обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в 2017 году в установленный срок следует сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Сведения о наделении ОП указанными полномочиями (о лишении полномочий) подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких ОП на основании сообщений, представляемых российской организацией.
В любом случае ежемесячный обязательный платеж за декабрь 2016 года уплачивается непосредственно головной организацией не позднее 16.01.2017 с указанием присвоенного ей КПП.
Образовавшаяся до 01.01.2017 переплата по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть возвращена плательщику страховых взносов. Ее зачет возможен при обращении с соответствующим заявлением в ФСС РФ до истечения 2016 года.

Обоснование позиции:

Обособленные подразделения

Для целей применения Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) к обособленному подразделению организации относится любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца. При этом место нахождения обособленного подразделения российской организации определяется как место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение (ст. 2 Закона N 212-ФЗ). Согласно ч. 11 ст. 15 Закона N 212-ФЗ при нахождении обособленных подразделений на территории РФ они исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения при одновременном выполнении условий:
- подразделение имеет отдельный баланс;
- подразделению открыт расчетный счет в банке;
- подразделение начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
Если ОП не обладает одним из вышеперечисленных признаков, уплата страховых взносов должна осуществляться головной организацией по месту своего нахождения (регистрации в территориальных органах ПФР и ФСС РФ) (письма Минздравсоцразвития России от 09.03.2010 N 492-19, ФСС России от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п).
Согласно пп.пп. 11-13 ст. 431 НК РФ в редакции Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - Закон N 243-ФЗ), действующей с 01.01.2017, уплата страховых взносов и представление расчетов по страховым взносам производятся организациями по месту их нахождения и по месту нахождения обособленных подразделений, которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, если иное не предусмотрено п. 14 этой статьи.
Тем самым с 01.01.2017 в силу п. 11 ст. 431 НК РФ факт наличия открытого расчетного счета в банке и отдельного баланса значения не имеет, для целей самостоятельной уплаты взносов и представления расчета важно только полномочие обособленного подразделения по начислению страховых взносов, переданное ему организацией.
В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ).
В соответствии с пп. 7 п. 3.4. ст. 23 НК РФ (в редакции Закона N 243-ФЗ) с 01.01.2017 плательщики страховых взносов обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о наделении обособленного подразделения (включая филиал, представительство), созданного на территории РФ, полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц. Это необходимо сделать в течение одного месяца со дня наделения ОП полномочиями. Сведения о наделении ОП указанными полномочиями (о лишении полномочий) подлежат учету налоговыми органами по месту нахождения таких ОП на основании сообщений, представляемых российской организацией в соответствии с пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ (п. 3.1 ст. 84 НК РФ). Тем самым постановка на учет организации по месту нахождения ее ОП не приравнивается НК РФ к учету сведений о наделении такого ОП полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физического лица (п.п. 1, 4 ст. 83 и п. 3.1 ст. 84 НК РФ).
Норма пп. 7 п. 3.4 ст. 23 НК РФ применяется в отношении обособленных подразделений, созданных на территории РФ, которые наделяются российской организацией полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц после дня вступления в силу этого федерального закона (ч. 2 ст. 5 Закона N 243-ФЗ). Закон N 243-ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Поэтому обязанность по сообщению относится лишь к тем ОП, созданным на территории РФ, которые будут наделены полномочиями по начислению выплат в пользу физических лиц начиная с 01.01.2017.
Если ни одно из подразделений до начала 2017 года не производило начисления и выплаты сотрудникам подразделений и организация не планирует передавать полномочия по начислению выплат и иных вознаграждений с 2017 года этим подразделениям, то и сообщать о чем-либо в налоговые органы не требуется. В случае наделения какого-либо обособленного подразделения полномочиями по начислению выплат и вознаграждений в пользу физических лиц в 2017 году, следует сообщить об этом в налоговый орган по месту нахождения головной организации.

Порядок уплаты

Как определено п. 12 ст. 431 НК РФ, сумма страховых взносов, подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины базы для исчисления страховых взносов, относящейся к этому обособленному подразделению (аналогично Закону N 212-ФЗ). Сумма страховых взносов, которая подлежит уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения (начисляющие взносы согласно переданным им полномочиям), определяется как разница между общей суммой страховых взносов, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой страховых взносов, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений (п. 13 ст. 431 НК РФ, письмо ФНС России от 14.09.2016 N БС-4-11/17201).
В соответствии с ч. ч. 3-5 ст. 15 Закона N 212-ФЗ по итогам месяца плательщики страховых взносов производят исчисление и уплату ежемесячного обязательного платежа по страховым взносам исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала 2016 года до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Указанный ежемесячный платеж за декабрь 2016 года страхователи в 2017 году уплачивают в ФНС России не позднее 16.01.2017 (ст. 6.1, п. 3 ст. 431 НК РФ) (смотрите также письма ФНС России от 05.12.2016 N ЗН-4-1/23090@, от 01.12.2016 N ЗН-4-1/22860@ и новостной материал от 06.12.2016 "Вниманию плательщиков страховых взносов: с 1 января 2017 года администрирование страховых взносов переходит в ведение ФНС", размещенный на сайте Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Москве и Московской области: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news/~2016/12/06/125682).
В информации ФСС РФ от 29.08.2016 "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ" сообщено, что в НК РФ устанавливаются, в частности, порядок и сроки уплаты страховых взносов, а именно отдельными платежными поручениями по каждому виду страхования, на соответствующие коды бюджетной классификации (КБК), открытые с 1 января 2017 года по налоговому органу*(1).
Сказанное подтверждено и в информации ФСС РФ от 25.08.2016 "Взаимодействие страхователя с ФСС РФ и ФНС России по правоотношениям, возникшим до 31 декабря и с 1 января 2017 года", письме ГУ РО ФСС РФ по Республике Татарстан от 05.09.2016 N 01-13/1610-3557:
- страхователь осуществляет уплату страховых взносов по ВНиМ в ФСС РФ до 31.12.2016 на действующий код бюджетной классификации (КБК) - 393 1 02 02090 07 1000 160, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2016 году;
- с 01.01.2017 производит уплату страховых взносов по ВНиМ в ФНС России, в том числе за декабрь 2016 года, если фактическая уплата производится в 2017 году на новый КБК, открытый ФНС России с 1 января 2017 года.
Полагаем, что сказанное касается и взносов в ПФР и ФОМС.
Тем самым у плательщика взносов есть выбор - заплатить взносы за декабрь в 2016 году (на "старый" КБК) или уже в 2017 году на КБК, который будет открыт налоговым органам (должен принимать значение "182..." - ФНС). Смотрите также разъяснение Отделения ПФР по Ульяновской области от 23.11.2016 "О порядке сдачи отчетности для страхователей с 2017 года", разъяснение Отделения ПФР по Республике Крым от 07.11.2016 "Передача полномочий по администрированию страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию налоговым органам".
Полагаем, что в любом случае в Вашей ситуации сумма страховых взносов, исчисленная для уплаты за декабрь 2016 года, в том числе и по выплатам в пользу работников обособленных подразделений, перечисляется в бюджет головной организацией с указанием присвоенного ей КПП.

К сведению:
Согласно п. 11 ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в редакции Закона N 250-ФЗ с 01.01.2017 обособленные подразделения страхователей - юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и обязанности по представлению расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено п. 14 этой статьи.
Как определено пп. 2 п. 1 ст. 6 Закона N 125-ФЗ в редакции Закона N 250-ФЗ, регистрация страхователей в органах ФСС РФ происходит по месту нахождении их обособленных подразделений:
- которым для совершения операций открыты юридическими лицами счета в банках (иных кредитных организациях) и
- которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.
То есть обязанность регистрации, уплаты взносов и подачи расчетов по месту нахождения ОП также поставлена в зависимость от полномочий по начислению подразделениями страховых взносов от НС и ПЗ, которое, как мы полагаем, и для целей Закона N 125-ФЗ должно быть передано подразделению головной организацией.

Зачет переплаты

В настоящее время (до 31.12.2016) зачет или возврат излишне уплаченных страховых взносов осуществляется в установленном ст. 26 Закона N 212-ФЗ порядке. Он, в частности, предусматривает, что сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ, либо возврату плательщику страховых взносов (смотрите также Порядок осуществления зачетов, возвратов излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов, утвержденный постановлением Пенсионного фонда России от 15.12.2009 N 310п, приказ ФСС РФ от 17.02.2015 N 49 "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении зачета или возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов в Фонд социального страхования Российской Федерации").
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов (ч. 2 ст. 26 Закона N 212-ФЗ).
В 2017 году зачет или возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов будет осуществляться в соответствии с правилами ст.ст. 78 и 79 НК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017):
- сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
- сумма излишне взысканных страховых взносов подлежит возврату плательщику страховых взносов. Возврат плательщику страховых взносов суммы излишне взысканных страховых взносов при наличии у него задолженности по соответствующим пеням, штрафам производится только после зачета этой суммы в счет погашения указанной задолженности по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в соответствии со ст. 78 НК РФ (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).
Если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС РФ в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай ВНиМ, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по этому виду страхования на основании полученного от территориального органа ФСС РФ подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС РФ в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (п. 9 ст. 431 НК РФ).
Как мы полагаем, регламент осуществления производимого таким образом зачета относится к суммам страховым взносам, уплачиваемым по "новым" правилам.
В силу же переходных положений за ФСС РФ сохранены полномочия по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления), в частности, страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ), а также правильности выплаты страхового обеспечения по этому виду страхования за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, в порядке, действовавшем до этой даты (ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ..." (далее - Закон N 250-ФЗ)) (смотрите также информацию ФСС России от 29.08.2016 "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ" и информацию о разграничении полномочий между ФНС России и государственными внебюджетными фондами при передаче полномочий по администрированию страховых взносов, размещенную на официальном сайте ФНС России: https://www.nalog.ru/rn13/taxation/insprem/(2)).
Также за ФСС РФ сохраняется обязанность по принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, с учетом требований, предусмотренных ст. 21 Закона N 250-ФЗ (п. III приложения 1 к письму ГУ РО ФСС РФ по Республике Татарстан от 05.09.2016 N 01-13/1610-3557).
Таким образом, с 01.01.2017 налоговые органы будут администратором страховых взносов на случай ВНиМ в части доходов, при этом администрирование расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством будет сохранено за ФСС РФ (письмо ФСС РФ от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282).
Применительно к переходному периоду ст. 20 Закона N 250-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС РФ в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона N 250-ФЗ. Согласно п. 1 ст. 20 Закона N 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается ПФР, ФСС РФ в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.
При этом п. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ предусмотрено, что на следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган ФСС РФ направляет его в соответствующий налоговый орган (Вопрос: Какой орган будет производить возврат излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды до 2017 года (в том числе образовавшихся в результате представления уточненных расчетов)? (официальный сайт ФНС России, раздел "Часто задаваемые вопросы", июль 2016 г.)). Непосредственно же возвратом "переходящих" сумм в 2017 году будут заниматься налоговые органы.
Как мы видим, положения ст. 21 Закона N 250-ФЗ, касающиеся "переходного периода", говорят о том, что ФСС РФ принимает решение именно о возврате сумм излишне уплаченных взносов. О зачете же в норме ничего не сказано. Получается, что буквальная формулировка указанных норм не предусматривает зачета переплаты, выявленной на 31.12.2016, в счет страховых взносов, уплачиваемых по правилам главы 34 НК РФ.
Аналогичная точка зрения озвучена и специалистами ФСС РФ. В частности, госпожа М. Семенцова, управляющий региональным отделением ФСС РФ по Еврейской автономной области, разъясняет: с 2017 года ФСС не будет проводить зачет между взносами по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний и по обязательному социальному страхованию на случай ВНиМ. Ведь у последнего вида страхования будет новый администратор - Федеральная налоговая служба. Заявление о зачете переплаты надо успеть подать в Фонд до конца 2016 года. В следующем году возможен только возврат: за периоды до 2017 года - через Фонд социального страхования РФ, за более поздние периоды - через Федеральную налоговую службу (http://r79.fss.ru/advertisements/219086.shtml).
С учетом этого, полагаем, образовавшаяся до 01.01.2017 переплата по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть возвращена плательщику страховых взносов (на основании решения о возврате, направленного ФСС РФ в налоговый орган).
Ее зачет возможен при обращении с соответствующим заявлением в ФСС РФ до истечения 2016 года (с учетом сроков для принятия такого решения). Если срока для принятия решения недостаточно, то вопрос зачета, как мы полагаем, будет уже решаться по согласованию с налоговыми органами. Например, об этом можно заключить из информации, представленной в материале ((2) https://www.nalog.ru/rn13/taxation/insprem/): "к налоговым органам переходят полномочия по ... осуществлению зачета/возврата сумм страховых взносов, в том числе за периоды, истекшие до 1 января 2017 г., по решениям ПФР и ФСС".
Но, повторим, ФСС РФ в случае наличия переплаты направит в налоговый орган именно решение о возврате, а не о зачете (п. 4 ст. 21 Закона N 250-ФЗ), поэтому об однозначной обязанности налогового органа зачесть (а не вернуть) сумму переплаты мы утверждать не беремся. Вместе с тем смена администратора не должна влиять на право плательщика взносов провести зачет, ведь, как разъясняла ФНС России в письме от 20.10.2016 N ЗН-18-1/1103@, налогоплательщики не почувствуют смену администратора.
В любом случае плательщику страховых взносов, имеющему переплату по страховым взносам по ВНиМ, образовавшуюся за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, заявление о зачете (возврате) сумм излишне уплаченных взносов следует направлять в территориальный орган ФСС РФ.

Рекомендуем ознакомиться с материалами:
- Энциклопедия решений. Администрирование страховых взносов с 1 января 2017 года;
- Энциклопедия решений. Исчисление и уплата страховых взносов обособленными подразделениями организации с 1 января 2017 года;
- Энциклопедия решений. Порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов, пеней и штрафов (по 31 декабря 2016 года);
- Энциклопедия решений. Уменьшение взносов по соцстрахованию на суммы выплаченных страховых возмещений (пособий) (c 1 января 2017 года);
- Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Волкова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Мельникова Елена

21 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

------------------------------------------------------------------------
*(1) Применяемые в 2017 году КБК утверждены приказом Минфина России от 07.12.2016 N 230н "О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н", в настоящее время направлен на государственную регистрацию в Минюст России. Смотрите также материал по ссылке: http://ppt.ru/news/137838.

 

Все консультации данной рубрики