Доступ к полной
Интернет-версии ГАРАНТА
бесплатно на 3 дня
заказать

Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг

Бюджетный учет

20.01.2017
ВОПРОС:
При изготовлении мягкой мебели, диванов по размерам заказчика подрядчик заключает договор подряда на изготовление продукции и выдает акт выполненных работ с наименованием услуги "Изготовление мягкой мебели, диванов", в котором указаны количество продукции и сумма договора.
На основании каких первичных учетных документов в бюджетном учреждении может производиться постановка основных средств на учет в такой ситуации?
ОТВЕТ:

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Акты выполненных работ, товарные накладные, предоставляемые контрагентами в качестве подтверждения изготовления (поставки) объектов основных средств, не могут быть использованы в бюджетном учреждении для отражения фактов поступления объектов в бухгалтерском учете.
В качестве документа, на основании которого отражается поступление основного средства при его изготовлении подрядчиком, могут быть Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), составленные в бюджетном учреждении. Конкретные случаи применения того или иного первичного учетного документа определяются положениями учетной политики.

Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 раздела V Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), статьи (подстатьи) КОСГУ применяются организациями госсектора в целях ведения бухгалтерского учета (отражения фактов хозяйственной жизни).
Так, статья 310 "Увеличение стоимости основных средств" применяется для отражения расходов государственных (муниципальных) бюджетных учреждений по оплате контрактов, договоров на:
- строительство объектов, относящихся к основным средствам,
- приобретение объектов, относящихся к основным средствам;
- изготовление объектов, относящихся к основным средствам;
- реконструкцию, техническое перевооружение, расширение, модернизацию (модернизацию с дооборудованием) основных средств, находящихся в государственной, муниципальной собственности, полученных в аренду или безвозмездное пользование.
При этом в зависимости от вида контракта (договора) контрагент по итогам его исполнения может представить товарные накладные (в случае поставки основных средств), акты выполненных работ (в случае изготовления, строительства объектов). Данные документы будут подтверждать факт исполнения обязательств поставщиком (подрядчиком) по договору, однако служить основанием для отражения в учете бюджетного учреждения факта поступления основных средств такие документы, составленные поставщиками, не могут.
Дело в том, что организации государственного сектора оформляют первичные документы по формам, установленным в соответствии с бюджетным законодательством (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"). В настоящее время бюджетными учреждениями обязательно должны применяться унифицированные формы, требования об оформлении которых предусмотрены Приложениями к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета ... и Методических указаний по их применению" (далее - Приказ N 52н, Методические указания).
В частности, для оформления фактов поступления и принятия к учету основных средств, в соответствии с Приказом N 52н, могут быть применены следующие первичные документы:
- Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101) (далее - Акт о приеме-передаче (форма 0504101));
- Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) (далее - Приходный ордер (форма 0504207)).
Согласно положениям Методических указаний Приходный ордер (форма 0504207) составляется при поступлении в учреждение материальных ценностей (основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения таких нефинансовых активов.
В свою очередь, Акт о приеме-передаче (форма 0504101) оформляется при передаче нефинансовых активов (в частности, основных средств) между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями), в том числе:
- при закреплении права оперативного управления (хозяйственного ведения);
- при передаче имущества в государственную (муниципальную) казну, в том числе при изъятии органом, осуществляющим полномочия собственника государственного (муниципального) имущества, объектов нефинансовых активов из оперативного управления (хозяйственного ведения);
- при передаче имущества в качестве взноса в уставный капитал (имущественного взноса);
- при иных основаниях изменения правообладателя государственного (муниципального) имущества, за исключением приобретения имущества на государственные (муниципальные) нужды (нужды бюджетных (автономных) учреждений), продажи государственного (муниципального) имущества.
При этом оговорено, что учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (форма 0504101) при приобретении объектов нефинансовых активов.
Соответственно, конкретные случаи применения того или иного первичного документа для отражения факта поступления основных средств в бюджетное учреждение обоснованно могут быть определены учетной политикой этого учреждения.
Таким образом, акт выполненных работ, предоставляемый контрагентом в качестве подтверждения изготовления объекта основных средств, не может быть использован в бюджетном учреждении для отражения факта поступления объекта в бухгалтерском учете. В качестве документа, на основании которого отражается поступление основного средства в бюджетном учреждении, может быть Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (форма 0504207) либо Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101). Конкретные случаи применения того или иного первичного учетного документа определяются положениями учетной политики бюджетного учреждения.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Бухгалтерские документы в госучреждении;
- Энциклопедия решений. Оформление первичных документов в госучреждении.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сульдяйкина Валентина

Ответ прошел контроль качества

19 декабря 2016 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. 

 

Все консультации данной рубрики