Новые консультации в системе ГАРАНТ Консалтинг
Гражданское право
-
23.01.2017
- Газотранспортная организация заключила договор об оказании услуг по транспортировке газа с теплоснабжающей организацией. В настоящее время в связи с наличием задолженности по оплате оказанных услуг между сторонами договора возникли разногласия относительно применимого размера пеней (одна сто тридцатая или одна трехсотая ставки рефинансирования ЦБР).
Организация считает, что в связи с тем, что у поставщика газа больше по сравнению с газораспределительной организацией полномочий по ограничению поставки газа в случае неоплаты за газ, неустойка для отдельных групп потребителей при неоплате за газ начисляется по льготному для этих предприятий порядку, а при неоплате за транспортировку газа потребитель должен платить неустойку без всяких льгот, по 1/130 ставки рефинансирования.
Правильно ли мнение организации?
На какую дату определяется ставка рефинансирования для расчета суммы пеней, если оплата не произведена (на момент образования задолженности, на момент подачи искового заявления или иное)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В приведенной ситуации пени за просрочку должны уплачиваться в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования, то есть без применения пониженных ставок.
Сумма пеней может быть исчислена по ставке, действующей на дату вынесения решения суда. В случае присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта исходя из ставки рефинансирования, действующей на дату погашения задолженности по оплате услуг по транспортировке газа. По общему правилу такой расчет производит судебный пристав-исполнитель.
Обоснование позиции:
В соответствии с частью первой ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее - Закон N 69-ФЗ) в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ (далее - Закон N 307-ФЗ) на основании договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги.
Частью второй той же статьи установлено, что в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа и услуг по его транспортировке потребитель газа обязан уплатить поставщику пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
Частями третьей и четвертой ст. 25 Закона N 69-ФЗ предусмотрен пониженный размер пеней для ряда категорий потребителей. Так, согласно части четвертой этой статьи теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации) в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты газа уплачивают поставщику пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Согласно части десятой ст. 2 Закона N 69-ФЗ для целей этого Закона поставщиком (газоснабжающей организацией) признается собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам.
Газотранспортной организацией является организация, которая осуществляет транспортировку газа и у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях (часть седьмая ст. 2 Закона N 69-ФЗ).
Таким образом, закон проводит различие между поставщиком (газоснабжающей организацией), осуществляющим поставку газа, и газотранспортной организацией, которая оказывает услуги по транспортировке газа.
Из буквального прочтения частей второй-четвертой ст. 25 Закона N 69-ФЗ можно сделать вывод о том, что их действие не распространяется на отношения между газотранспортными организациями и потребителями газа, регулируемые договорами об оказании услуг по транспортировке газа, так как газотранспортная организация не является поставщиком газа.
Однако представляется, что такой вывод был бы не вполне корректен. В части шестой ст. 25 Закона N 69-ФЗ указано, что при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством РФ. Между тем исполнителем по договору об оказании услуг по транспортировке газа является не поставщик, а газотранспортная организация (смотрите также п.п. 10, 20 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162). Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что понятие "газотранспортная организация" в Законе N 69-ФЗ упоминается лишь однажды, а именно в ст. 2 этого Закона, которая содержит перечень основных используемых в нем понятий. В связи с изложенным мы не можем исключить, что при принятии Закона N 307-ФЗ в новой редакции ст. 25 Закона N 69-ФЗ была допущена ошибка юридической техники и в действительности законодатель имел намерение установить размер пеней применительно к отношениям не только между потребителями и поставщиками газа, но и между потребителями и газотранспортными организациями.
Следует отметить, что на практике судьи применяют пониженный размер пеней, установленный, в частности, для потребителей, являющихся теплоснабжающими организациями, и в тех случаях, когда пени взимаются за просрочку в оплате услуг по транспортировке газа, заключенных такими потребителями с газотранспортными организациями (смотрите, например, решения Арбитражного суда Московской области от 24.06.2016 по делу N А41-24197/2016, Арбитражного суда Ростовской области от 05.05.2016 по делу N А53-2936/20). В то же время в судебной практике можно обнаружить и примеры применения к теплоснабжающим организациям размера пеней, установленного частью второй ст. 25 Закона N 69-ФЗ в редакции Закона N 307-ФЗ (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2016 N 07АП-4198/16).
С другой стороны, буквально из части третьей и четвертой ст. 25 Закона N 69-ФЗ следует, что эти нормы устанавливают размер пеней для отдельных категорий потребителей применительно к случаям несвоевременной и (или) неполной оплаты газа, не упоминая об услугах по его транспортировке. Отметим, что цена на газ для потребителя газа на границе раздела газораспределительных сетей и сетей потребителя газа формируется из регулируемых оптовой цены на газ или оптовой цены на газ, определяемой по соглашению сторон с учетом установленных предельных уровней, тарифов на услуги по его транспортировке по газораспределительным сетям, специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенных для финансирования программ газификации, и платы за снабженческо-сбытовые услуги (п. 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021). То есть для указанных в частях третьей и четвертой ст. 25 Закона N 69-ФЗ категорий потребителей цена на газ, поставляемый на основании договоров поставки, включает плату за услуги по транспортировке газа.
Отсюда можно сделать вывод, что размер пеней за просрочку в оплате услуг по транспортировке газа, оказываемых на основании договора об оказании услуг по его транспортировке, частями третьей и четвертой ст. 25 Закона N 69-ФЗ не регулируется и, следовательно, теплоснабжающая организация (или иной потребитель из перечисленных в приведенных выше нормах) обязана уплачивать газотранспортной организации пени за просрочку в оплате таких услуг в общеустановленном размере (одна сто тридцатая ставки рефинансирования ЦБР), то есть без применения пониженных ставок.
Однако этот вывод является лишь нашим экспертным мнением. Материалов правоприменительной практики, которые напрямую подтверждали бы его, мы не обнаружили.
По смыслу ст. 330 ГК РФ должник обязан уплатить кредитору пени за весь период просрочки в исполнении обязательства.
Согласно части второй ст. 25 Закона N 69-ФЗ пени уплачиваются в размере стотридцатой ставки рефинансирования ЦБР, действующей на день фактической оплаты.
В п. 65 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7 разъясняется, что, присуждая неустойку, суд по требованию истца в резолютивной части решения указывает сумму неустойки, исчисленную на дату вынесения решения и подлежащую взысканию, а также то, что такое взыскание производится до момента фактического исполнения обязательства. Расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта, как правило, судебным приставом-исполнителем.
Следовательно, в рассматриваемом случае сумма пеней, подлежащая уплате газотранспортной организации, может быть исчислена по ставке рефинансирования ЦБР (ключевой ставке), действующей на дату вынесения решения суда. В случае присуждении неустойки по день фактического исполнения обязательства расчет суммы неустойки, начисляемой после вынесения решения, осуществляется в процессе исполнения судебного акта исходя из ставки рефинансирования, действующей на дату погашения задолженности по оплате услуг по транспортировке газа. По общему правилу такой расчет производит судебный пристав-исполнитель (смотрите ответ на вопрос 3 в разделе "Разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
30 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Все консультации данной рубрики
(495) 231-23-23
Позвоните и узнайтебольше о системе
ГАРАНТ Консалтинг
вам перезвоним